(материал группы Весь Мир Славянской Мифологии)
"Встречается в оберегах и использование слова «аминь» в значении «замок» (Левкиевская 2002, с. 51), что подводит нас к другой, значительно более разработанной в поэтическом и смысловом отношении закрепке, основанной на мотиве ключей и замка.
Если слово «аминь», произносимое в конце заговора, означает прежде всего его завершение, то слова «ключ» и «замок», помимо этого формально-ритуального значения, приобретают в концовке заговора еще и дополнительный магический смысл, обусловленный символикой ключей и замка и самого запирания. Поэтому прежде всего в заговорах «замыкается» само слово:
Плотно замкнуты и крепко заложонымои слова (Мансикка, № 143, олонец.); Клюцъи замок моим словам (Мансикка, № 149, олонец.); Закрепа — ключ и замок (РЗЗ, № 288, с.-рус.); Моим словам ключ и замок (РЗЗ, № 1892, архангел.); И быть этим словам — ключ и замок (РЗЗ, № 2155, архангел.); Ключ — земля и небо слову моему (Попов, № 61, орлов.),
чем декларируется нерушимость слова, а следовательно — и невозможность изменить ход вещей, навредить человеку, вернуть болезнь и т.д.
Как «словам» заговора, так и «ключам» и «замкам», их запирающим, навязываются особые качества (они сделаны из железа или меди, они плотные, крепкие и т.д.), задаваемые обычно эпитетами и наречиями:
И клюцъ моим словам, замок и медныма замками и серебряныма клюцями (Мансикка, № 41, олонец.); Заключите и закрепите ключами, и замками, и железными заложками (Курец, № 275, олонец.); Тем же моим словам — ключ крепкой, замок плотной, Троицка молитва, Пречистенский замок. Аминь, аминь, аминь (РЗЗ, № 2170, архангел.); Клюцъ, клюцъ, камень, плотно замкнуто, крепко заложено, мои слова, отныни и довеку и аминь пбвеку (Мансикка, № 128, олонец.).
Иногда, впрочем, «ключи» и «замок» понимались символически и даже космологически, и в этом случае действенность заговора и нерушимость магического слова как бы гарантировались основами мироздания и высшими сакральными лицами: Небо — ключ, а земля — замок. Ныне и присно и во веки веков. Аминь (Курец, № 316, олонец.); Земля — замок, ключ — небо (Майков, № 150, перм.); ИсусХриста клюцъ и Богородицин замок (Мансикка, № 72, олонец.).
При всем том, однако, основной заботой знахаря, читающего заговор над больным, было скрывание от постороннего этой закрепки. Такая двухступенчатая структура ритуала — замыкание «слова», а затем и сокрытие, прятание самой закрепки — в точности отражена в заговоре:
Этым словам и дилам есъ клюцъ и замок, положу я клюцъ и замок в Окиян морё, под биллатаръ каминъ (Мансикка, № 86, олонец.); Будьте, мои слова... ключем заперты, ключ в море, замок на небеси. Во веки, аминь (Попов, № 37, вологод.); Ихни слова заперты, а ключи в море брошены (РЗЗ, № 2085, вят.); Словам моим ключ и замок. Ключ — в море, замок — в роте. Во веки веков. Аминь (РЗЗ, № 235, архангел.); Тубы, зубы замкну замком. Ключ в океан-море опущу (НЗ, № 57, нижегород.) и т.д.
Ключи и замок могли быть спрятаны в воде, прежде всего на дне моря, иногда — на небе, а также во рту (ср. закрытый рот как символ молчания):
Ключи в воду, а замки ко дну (Курец, № 275, олонец.); Ключ в роте, замок в море, аминь (Востриков 5, с. 77, урал.); Ключи в воду, а замки ко дну (Курец, № 275, олонец.); Ключ — в море, замок — в роте (РЗЗ, № 284, архангел.); Падите, май слова ключевые... ключ в море, замок в поле, печатью Христа во роту. Аминь (Смирнов, Ильинская 1992, № 78, архангел.); Ключе море, замок в поли. Моим словам аминь (Дмитриева 1993, № 1, архангел.); Ключ в воду, замок ко дну, под сыру землю (Там же, № 12, архангел.); Зубы — замок, ключ — в окиянморе (НЗ, № 116, нижегород.).
«Скрытые» таким образом «ключи» и «замок» нельзя было ни найти, ни отомкнуть, нарушив тем самым целость магического слова. Подобное понимание смоделированной в заговоре ситуации провоцировало даже появление основанных на этих закрепках формул невозможного:
Ключ в море, замок в небе. Как ключа не нахаживать и замка не открывати, так быр.Б. и.р. скорби не открывать (ФНО, с. 291, № 3, Новгород.); Ключ — в озере, замок — в небесъи. Ключа бы не нахаживати да замка не отпирывати, у р.Б. и.р. скорбям-болезтям не отрыживати. Бек по веки, аминь до веки (РЗЗ, № 2276, вологод.).
Мотиву «прятания ключей и замка» в заговорах соответствует магическая практика сокрытия самой закрепки (в случае разглашения заговора вообще и, в частности, при контакте с посторонним). Так, по замечанию собирателя, записавшего длинный заговор «на причу», после него должны были следовать ключевые слова (закрепка), но их у знахарки выпытать не удалось, причем последняя так пояснила свой отказ: «Я могу сказать ключевые слова только перед смертью тому, хто возьмется за это ремесло» (Курец, № 311, олонец.). Ту же мысль в разговоре с собирателем выразили и уральские знахарки: «У каждого свой замок. Замок не скажу» или «Но ключ-от я вам не отдам... Вот я лечу, ключ отдам, дак у меня пользы не будет» (Востриков 5, с. 75, урал.). "
Агапкина Т.А.
"Восточнославянские лечебные заговоры в сравнительном освещении: Сюжетика и образ мира." — М.: Индрик, 2010.
#Волшба_ЯП
Источник-
Язычество в повседневности