Регистрация
Поделиться :

Последние темы

Мы в соц сетях!




Подпишись!



Переводчик
ПОМОЩЬ ФОРУМУ
Yandex Money
410013448906233
Маг.рабочие дни









  • 5 Зарегистрированных пользователи



Мара или попросту Смерть

Мара или попросту Смерть


ФОРУМ» СЛАВЯНСКАЯ МАГИЯ» Пантеон Славянских Богов» Мара или попросту Смерть

Мара или попросту Смерть

Сообщение ДРИАДА » 06 мар 2018 13:05

Ясная в Ср Апр 13, 2016 10:25 am

"Чур! Чур! Чур! По-за море ходити мару-мати величати
Марушка возвелика не отврати своего лика
Во яви явися ныне очи горе воздыми
Даруй не худо а благо чтущим тя многовсяко
Чарами чаруй чудно величайся Мара подспудно
Водою мертвой зимою отрубленной головою
Чтись молениями людскими приди за словами сими
Не худмя приди а лепо до кола со нашей требой
Из ина во яви стати величайся Мара-мати!
Гой! Черна мати! Гой-ма!..."

МАРА
Одно из самых таинственных, «смутных» и, по-видимому, древних существ в поверьях русских крестьян, зародившихся на основе языческой мифологии. Этот образ трактуется в различных источниках как призрак, видение; дух в образе женщины, появляющийся в доме (реже – вне дома), или попросту Смерть. Известно несколько вариаций имени Мары – Мара (с ударением на последний слог), Марена (с ударением на второй слог), Маруха, Марушка, Мора (с ударением на первый слог).

Мара – дух в облике высокой женщины или, напротив, сгорбленной старухи, но почти всегда с длинными распущенными волосами. На Ярославщине Мару представляли красивой девушкой в белом. По поверьям Тульской губернии и Олонецкого края, Мара «черна», одета в рвань и даже космата: «Детей раньше Бякой да запецельной Марой пугали, оденут шубу вверх шерстью и говорят: «Вот Бяка или запецельная Мара идёт». (Онеж.).

В некоторых местах Мару уподобляли Кикиморе: она незримо обитает в избе, чаще всего за печью, откуда и названия «Мара запечельная, запечная». В Карелии, например, говорили: «Мара волосатая сидит в дому за печкой». Согласно поверьям псковичей Марушка, подобно другим духам, проказящим в доме, незаметно похищает вещи.

Становясь видимой по ночам (как и оставаясь невидимой), Мара допрядает (или рвёт, путает) кудель, пряжу, не благословлённые хозяйками (Вологодская, Олонецкая, Тульская губерния). «Как всю пряжу не выпрядешь, Мара за ночь всё спутат» - говорили в Карельском крае.
Крестьяне Калужской губернии верили, что Мара шьёт и прядёт в лунные ночи; но делает это «не к добру». Мара опасна для детей: на Вологодчине, как и в некоторых других районах России, «бабкой Марой», «запечной Марой» пугали ребятишек.

«Ходит як Мара» (Смол.); «Мару побачил» (Брян.); «За печкой Мара черным-черна» (Тульск.); «Мара – как человек. Оставят прялку ночью, так Мара прядёт (Волог.); «На ровнице Мара сидит, волосы свои расчёсывает» (Онеж.); «А баенщик в байне (бане) живёт, водник в воде, а есть ещё запечная Мара – то тоже в доме живёт, может, за печкой, а может, ещё где» (Онеж.).

Существа, аналогичные Маре, духу, являющемуся в доме, есть в поверьях многих народов. Сходны и названия подобных существ, восходящие, по-видимому, к единому корню. Это Мара украинцев – «призрак, привидение, злой дух»; Мора сербо-хорватов – «домовой»; Мора у чехов – «кикимора, кошмар»; Жмора поляков – «кошмар». Древнесеверное «Мара» означает «домовой, дух-мучитель»
По мнению И.М.Снегирёва, исландское mara, marra, английское nightmare (буквально переводится «ночной кошмар»), чешское morusi значит «кикимора, пастень», мучающий людей во время сна (Снегирёв, 1838).

Согласно имеющимся на сегодняшний день материалам, Мара русских поверий не столько воплощённый ночной кошмар, сколько воплощённая судьба, «божество-пряха», вещающее перемены в судьбах обитателей дома, а также губительный для детей призрак.
ЖЕНЩИНА В БЕЛОМ

Мара – призрак, привидение, мираж – может появляться не только в доме. Это и «злой дух, присутствующий везде» (Вятск.), и «злое существо, воплощающее смерть»; призрак (Курск.). Слово «мара» означает также «туман», «мгла, марево»; «туман с воздушными призраками» (Олон.), а в некоторых районах России – «гибель». Мора – «мрак, тьма» (Волог.), «привидение» (Сарат.); морок, морока – «призрак; мрак, облако, туман» (Курск., Сарат., Колым.), «помрачение рассудка».
В этих своих ипостасях Мара, Мора схожа с Белой женщиной (девушкой в белом одеянии) – видением в облике высокой женской фигуры в белом. Такое видение может возникнуть повсеместно и предвещает несчастья, воплощает смерть.

Белая (баба, девка, женщина) – явление смерти в образе женщины, девушки; покойница; предвестница несчастья; видение, призрак, угрожающий жизни человека. Долгое время считалось, что женщина в белом саване является тому из семьи, кто скоро умрёт. В рассказе начала XX века из Архангельской губернии явление женщины в белом предшествовало кончине молодой девушки. «Предвестница в белом» - один из самых популярных персонажей поверий во многих российских губерниях вплоть до XIX-XX веков. Часто в народных повествованиях одетая в белое женщина выходит на дорогу и предсказывает будущее. Вот один из таких рассказов:

«Слух пустил кто-то, будто один шофёр ехал, вдруг машина резко остановилась. Он видит, женщина идёт. Одета во всё белое. Подошла и просит его купить белого материала с полметра.
- А как купишь, сюда приезжай. Потом рассчитаемся.
Он съездил, купил. А как проезжать стал то место, машина опять остановилась. Вышла та же женщина, спрашивает его:
- Купил? – Он отдал материал. – Что хочешь теперь проси, всё исполню.
Он перетрусил, не знает, что спросить. Потом сказал первое, что пришло в голову:
- Война будет?
Она отвечает:
- Войны не будет».
Высокая фигура, «накрывшаяся всем белым», явилась, судя по их рассказам отцу и дочери по дороге на ярмарку: «Стоит женщина… и всё голосом читает. Высо-о-окая - высо-о-окая эта баба! Так голосом она и плакала. А потом через два года и папка помер. Вот мама всё говорила, что это Смерть ему пришла». (Новг.)

СУДЬБА И СМЕРТЬ В ОДНОМ ФЛАКОНЕ

Образ высокой белой женщины, по-видимому, объединяет персонификации смерти и судьбы в облике белой колеблющейся фигуры, схожей с покойником в белом одеянии. Белый цвет в одном из своих основных значений – цвет смерти, небытия, он характеризует обитателей иного мира. Традиционна и персонификация «смерти-судьбы» в облике женщины: она дарует жизнь – она же может её и отнять. В поверьях ряда губерний России образ белой женщины связывается со стихией воды. Белая баба в рассказах вологодских крестьян напоминает русалку: «В каменистых реках она иногда выходит из воды, садится на камень и расчёсывает себе волосы».

Женщина в белом появляется и у проруби: «…Мы только подошли – стоит женщина! Вся в белом, как снегурка. Всё у неё горит около головы так. У этой проруби конский стоит и грозит пальцем: Вы знаете, что ночью на прорубь ходить нельзя?» Хоть у соседки ковшик воды попроси, а не ходи». (Из восточно-сибирских быличек).

Белая девка может появиться и в лесу, выгоняя оттуда пришедших драть лыко крестьян. В окрестностях Семипалатинска рассказывали, что в одном из курганов у Иртыша скрыт, по преданию, клад: «Иногда по ночам над этим курганом появляется белая женщина на белом коне. Кладом никто из людей не воспользовался».

Женщинами в белом нередко представляли болезни: «Есть люди, утверждающие, будто видели, как в полночь в избу входила женщина в белой одежде и, пройдя по избе, неизвестно куда исчезала; или же останавливалась перед кем-либо из семейства и пристально, долго на него глядела. На другой день этот человек заболевал». Воронежская губерния, Селиванов, 1886).
Очевидно, что полисемантичный (как и весь круг «мерещущихся» и одновременно принимающих женское обличье персонажей типа Мары или Русалки, образ Белой женщины всё же наиболее устойчиво соотнесён с предзнаменованиями судьбы – неудачи, болезни, смерти.

Предвестником несчастья в поверьях русских крестьян может быть и мужчина в белом. На Терском берегу Белого моря записан рассказ о появлении в лесу невысокого мужчины в белом, с лентой через плечо. Он предсказал встреченному в лесу крестьянину близкую войну и гибель. В рассказах сельских жителей конца XX века Белая женщина чаще всего не преследует человека и даже не вступает в разговор, а плачет или причитает, либо просто стоит неподвижно, как некий явленный знак грядущей беды.

ТУМАН И МАРЕВО
На Ярославщине Марой именовали Полудницу – дух полдня в облике женщины; существо, вызывающее крик и бессонницу у детей. В южных и юго-западных районах России Мареной называли и чучело (куклу, дерево, ветку), сжигаемое, разрываемое или потопляемое в реке во время празднования проводов зимы, а также в ночь на Купалу. Такое чучело могло, по видимому, воплощать уходящий отрезок времени – зиму (смерть), весну – или божество, связанное с плодородием, растительностью, соотносимое и с Русалкой, Ведьмой.

Образ Мары в русских поверьях, таким образом, очерчен не вполне определённо и «осколочно» проявляет себя в различных ипостасях. Устойчивыми признаками этого образа остаются его призрачность, влияние на судьбы людей, а также способность Мары – «тумана и марева» - появляться только в определённое время – ночью или, напротив, в полдень, либо в «полдень года» - во время летнего солнцеворота или в период созревания хлебов, «на переломах» года (смена зимы и весны), и на «переломах» человеческой судьбы (жизнь – смерть).

Попытки так или иначе трактовать образ Мары предпринимались неоднократно. «Наиболее вероятна связь слов с корнем «мар» с глаголами «манить», «Маять» или с образованием от корня «mr» (санскрит «mrtis», латинское «mors», славянское съ-мъръть) (Черепанова, 1983). В.В.Иванов и В.Н.Топоров полагают, что в образе Мары отразился древний прототип, «связанный со смертью и водой – морем» (Иванов, Топоров, 1974). «Мара, Мора первоначально значило «болото, стоячая вода»…что сопрягается с мотивировкой Мокоши от «мок» - «сырое, болотистое место». Значит, и та и другая – обитательницы сырых мест» (Мокиенко, 1986).

РОЖДЕНИЕ И СМЕРТЬ

Ряд исследователей видит в образе мары сложное сочетание «смерти, рождения и плодовитости». Так, О.А.Черепанова считает Мару олицетворением судьбы, рока, но подчёркивает и её традиционную для ряда русских женских мифологических персонажей связь с домашними работами, влагой, плодородием.

Можно предположить, что Мара – это и своеобразная персонификация разных световых состояний мира, универсума в женском облике: она и марево (полдень, полдневный зной), и мрак (ночь, тьма, морок). Некоторым основанием для такого предположения могут служить неразрывная связь появления Мары с определённым временем суток, а также рассуждения о возможном «противоположном» развитии слов единого корня «мар». «От корня слов «мар» - жар солнечный, марить, о солнце: жарить, марный, жаркий, происходят и маряный, розовый, багровый ( «вечер маряный», когда небо покрыто розовыми облаками, «заря маряна» - ясная, красная – Южно-Сибирское), и марать, собственно чернить… (чешское Muriena, смерть, зима, по отношению чёрного цвета к смерти, морить)» (А.Потебня, 1914).

Другие исследователи объединяют в своих трактовках Мару-универсум и Мару-судьбу, Мару-женщину и Мару-дерево, полагая, что в мифологическом мышлении судьба, доля человека может представлять собой «долю», часть универсума (подобного ему) и быть отдельным существом (двойником, огнём, растением). «То она (доля) Мара, душа и человека и растения. На этом образе заложена вся будущая так называемая майская обрядность. «Май», означающий зелень, сжигается, топится, вешается; он представлен в виде дерева, соломенного чучела, куклы…» (Фрейденберг, 1978).

Как мы видим, образ Мары предполагает множественность трактовок: Мара – смерть, море, мир, мрак; душа, доля, то есть, и конец, и источник бытия; существо, наделённое универсальной властью, особо влияющее на жизнь и судьбы людей. Думается, что в поверьях XIX-XX веков всё это составляет не столько определённо очерченный образ, сколько комплекс воззрений, обнаруживаемый в основе представлений о целом ряде женских мифологических персонажей (Кикимора, Удельница, Мокуша, Белая женщина и т.п.).

Некоторая расплывчатость представлений о персонажах типа Мары может быть связана и с особой, по поверьям, формой проявления высших сил, определяющих судьбу человека. Форма материализации таких сил, видимо, связывается с состоянием морока или марева в облике колеблющейся высокой белой фигуры, как бы проступающей из универсума и персонифицирующей его. «Мара-видение» доминирует и в поверьях XIX-XX веков. Отметим также, что имена типа Маринка (фонетически сходные с именем Мара, Марена) в русской фольклорной традиции устойчиво закреплены за ведуньями, ведьмами.

«Хотя исторически истоки корня «мар» очень глубоки…в языковом сознании XVIII-XX веков наименование Мара в применении к различным персонажам находится в непосредственной связи с широким значением «привидение», «мерещиться», представленном как в глагольных, так и именных образованиях»; Мара – «наваждение, призрак, привидение» (Даль, 1881); «марить» - «отуманивать, одурять», «маркосить» - «мерещиться, мелькать, неясно видеться впотьмах» (Черепанова, 1983). Однако при многозначности и даже всезначности подобных «образов-призраков» Мара и сходные с ней существа в русских поверьях более всего проявляются как доля, судьба, а также наваждение, смерть.

Изображение
ЯснаяРунолог

Сообщения : 1160
Дата регистрации : 2016-04-07

Изображение Изображение
Аватара пользователя
ДРИАДА
 
Автор темы
Сообщения: 5485
Зарегистрирован: 21 фев 2018 21:07

Re: Мара или попросту Смерть

Сообщение ДРИАДА » 06 мар 2018 13:06

vivara2 в Пн Авг 29, 2016 5:32 pm

Считается, что Мара ( или Морена, Марена) в славянской традиции — Богиня ночи, зимы и смерти. Однако, послушайте, как поэтично к ней обращались наши Предки. Её не боялись. Её почитали и восхваляли, как и других Богов. Ведь она делает свою большую, важную работу — очищает Землю от лишнего, ненужного, отработанного, отказавшегося эволюционировать. Ведь именно она расчищает место и готовит дорогу Живе — вечно молодой Богини Жизни, Весны и плодородия.
«Освободи свою голову от мыслей о болезнях, недомоганиях, смерти. Учись у смерти — ЖИТЬ. Дар Морены — очищение и обновление, а не погибель. Когда серп Морены рассечёт нить жизни твоей, прими дар её как путь к Обновлению и Возрождению».
влх.Велеслав
Изображение
vivara2Admin

Сообщения : 2303
Дата регистрации : 2016-04-07
Откуда : Бельдяшки

Изображение Изображение
Аватара пользователя
ДРИАДА
 
Автор темы
Сообщения: 5485
Зарегистрирован: 21 фев 2018 21:07

Re: Мара или попросту Смерть

Сообщение ДРИАДА » 06 мар 2018 13:06

 vivara2 в Пн Авг 29, 2016 5:33 pm

Мара-Марица, снежная птица,

Лютая вьюга, белая пурга,

Серебряны крылья в убранстве инея,

Очи ясные, звёзды частые,

Кощная мати, стани во хладе,

Снегами облачися, во нощи величайся!

Гой! Чёрна мати! Гой-ма!

***

Мара-Марушка, хозяюшка-матушка,

Дозволь ныне тя величати,

Не расточати, но собирати,

Приди к нам, тя чтущим,

Приди к нам, день твой блюдущим,

Приди к нам во нощи радеющим,

Приди дорогами белыми,

Приди зелёными елями,

Приди с вьюгами морозными,

Приди со слугами грозными,

Приди, мати, да не с горями,

Приди, мати, да не с хворями,

Приди, мати, блага да лепа,

Приди, мати, мягка да добра,

Приди, укрой Землю шубою белою,

Приди, сбереги в полях семя до времени,

По рекам мосты мости ледяные,

По берегам крЕпи возводи крутые,

Отрини хлады да мороки,

Отрини напрочь изжившее,

Отрини сглазы-притороки,

Худое яко не бывшее,

Отрини, не возврати,

От стара к нову веди!

Гой! Черна мати! Гой-ма!

Изображение
vivara2Admin

Сообщения : 2303
Дата регистрации : 2016-04-07
Откуда : Бельдяшки

Изображение Изображение
Аватара пользователя
ДРИАДА
 
Автор темы
Сообщения: 5485
Зарегистрирован: 21 фев 2018 21:07

Re: Мара или попросту Смерть

Сообщение ДРИАДА » 06 мар 2018 13:06

 vivara2 в Пн Авг 29, 2016 5:33 pm

Уж ты гой еси, чёрна наша матушка,

Чёрна матушка, подгорна хозяюшка,

Яко чудеса твои дива дивные,

Яко кудеса твои чуда чудные,

Яко серебро твоё млеко литое,

Яко инобытие в нави скрытое,

Со полнощной стороны звёзд рассветия,

Превеликие дары самоцветия,

Из чертогов из твоих леднокаменных,

Свои милости дари паче чаянья,

Уж ты гой еси, чёрна матушка,

Чёрна матушка, подгорна хозяюшка!

Гой! Чёрна мати! Гой-ма!

Изображение
vivara2Admin

Сообщения : 2303
Дата регистрации : 2016-04-07
Откуда : Бельдяшки

Изображение Изображение
Аватара пользователя
ДРИАДА
 
Автор темы
Сообщения: 5485
Зарегистрирован: 21 фев 2018 21:07

Re: Мара или попросту Смерть

Сообщение ДРИАДА » 06 мар 2018 13:07

vivara2 в Пн Авг 29, 2016 5:33 pm

Мара-Матушка, Мара тёмная,

Черновьюжная, белоснежная,

Мы пришли до тя в нощи-полнощи,

Мы встречаем тя, величаем тя,

Мара-Матушка, Мара тёмная,

Луноликая, величавая,

Лето на зиму запираешь ты,

По рекам мосты вымощаешь ты,

Снежные ковры расстилаешь ты,

Жито на полях, травы да цветы

Снежным пологом согреваешь ты,

Да от холода сберегаешь ты,

На семи холмах, на семи ветрах,

Да за речкою, да за смородиной,

Где черным-черно от нощи чёрной,

Где белым-бело от зимы седой,

То не зверь рычит по-звериному,

То в нощи твоей, да во полнощиТо не лес шумит по-лесиному,

Духи шалые всюду чудатся,

Тени-навии всюду видятся,

Мара-Матушка, мати чёрная,

Мы встречаем тя, величаем тя,

Ты услыши нам, ты сниди до нас,

Не остави нас своей милостью,

Как ты травы да муравы сберегаешь,

Белым снегом от мороза согреваешь,

Тако ж нас укрой милостной рукой,

От болестей, от горя-злосчастия,

От дурного да чёрного слова,

От неправого дела лихого.

Величайся Мара тёмная,

Черновьюжная, белоснежная!

Гой! Чёрна мати! Гой-ма!
__________________________
Влхв. Велеслав «Вещий словник. Славления Родных Богов»

Изображение
vivara2Admin

Сообщения : 2303
Дата регистрации : 2016-04-07
Откуда : Бельдяшки

Изображение Изображение
Аватара пользователя
ДРИАДА
 
Автор темы
Сообщения: 5485
Зарегистрирован: 21 фев 2018 21:07

Вернуться в Пантеон Славянских Богов

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: 3 и гости: 0

cron