Регистрация
Поделиться :

Последние темы

Мы в соц сетях!




Подпишись!



Переводчик
ПОМОЩЬ ФОРУМУ
Yandex Money
410013448906233
Маг.рабочие дни









  • 5 Зарегистрированных пользователи



ДХАРАНА

ДХАРАНА


ФОРУМ» ВОСТОЧНЫЕ ПРАКТИКИ» Ведическое направление» ДХАРАНА

ДХАРАНА

Сообщение ДРИАДА » 04 мар 2018 18:48

vivara2 в Ср Окт 26, 2016 9:23 pm

ДХАРАНА - шестая ступень в Восьмиступенчатой Йоге Патанджали, буквально означает «неподвижная концентрация ума». Основная идея состоит в том, чтобы держать концентрацию или центр внимания в одном направлении.Со стороны это представляет собой сужение области внимания, но внутренне это является фокусированием ментальной, умственной силы. Практика концентрации заключается в применении воли к выполнению того, что обычно происходит с нами неосознанно. Независимо от того, сосредотачивает ли он при этом внимание на каком-либо объекте или на определенной мысли, человек уделяет этому занятию достаточное время, заставляя разум думать только в выбранном направлении и пресекая его блуждания, колебания в потоке возникающих ассоциаций и порождаемых новых мыслей, как это происходит в обычной жизни.

На практике дхарана — это создание определенных условий для ума, чтобы он смог сосредоточиться в одном направлении вместо того, чтобы метаться в разные стороны. Глубокая вовлеченность и рефлексия – вот главные условия дхараны. Когда ум направлен на объект концентрации, а внимательность не дает ему соскальзывать и увлекаться мыслями, луч сознания все больше «прилипает» к объекту и дхарана усиливается. Медитативные методы, использующие в основе сосредоточение на выбранном объекте, направляют ум практика в одно определенное русло, при этом он становится тихим, неподвижным и податливым.

Цель дхараны состоит в том, чтобы стабилизировать ум, сосредотачивая его внимание на определенном объекте, избегая отвлечений. В начале будет сложно игнорировать все мысли и эмоции, сопровождаемые ими. Начинающему практику рекомендуется осваивать концентрацию на простой форме (например, черная точка на белом листе бумаги).

После того, как ум немного натренирован и его способность сосредотачиваться увеличилась, можно перейти на более тонкие объекты и процессы (янтры, мантры, дыхание, визуализация и т. д.). Способность к хорошей дхаране зависит от превосходного психологического здоровья и способности интеграции, и не является побегом от реальности, а скорее движением к восприятию истинной природы «Я».

Изображение
vivara2Admin

Сообщения : 2303
Дата регистрации : 2016-04-07
Откуда : Бельдяшки

Изображение Изображение
Аватара пользователя
ДРИАДА
 
Автор темы
Сообщения: 5485
Зарегистрирован: 21 фев 2018 21:07

Re: ДХАРАНА

Сообщение ДРИАДА » 04 мар 2018 18:49

vivara2 в Ср Окт 26, 2016 9:24 pm

О том, что такое «дхарана» существует немало ограниченных представлений в среде практикующих йогу. Самое стандартное представление о дхаране – это то, что нужно усилием сфокусировать свое внимание на какой-то объект. В «Сиддха-сиддханта паддхати» Горакшанатх дает очень хорошее определение понятия дхараны:

Шлока 37. Дхарана – это когда внешнее и внутреннее равно форме собственной истинной природы. Это надлежит постигнуть в сознании, так, что при возникновении (мысли) следует удержать ее в бесформенном состоянии. Стойкое пребывание в собственной сущности, задувание (мыслей) подобно огню свечи - это качества дхараны.

Более точно дхарана переводится как «удержание», согласно тантрическим доктринам и мировоззрению натхов мы изначально тождественны с объектами мира, соответственно дхарана – это удержание чувства своего тождества с тем или иным объектом, удержание недвойственного состояния.

Иногда понятие дхараны переводят как «духовное сосредоточение», или присутствие своего истинного Я (Атмана) в объектах. Но если такой уровень пока сложен для понимания, то стоит обратиться к философии Патанджали, у которого дхарана объясняется в более простом виде.

Разделы практик дхараны

Есть разные уровни дхараны. Существует дхарана на Вишварупу (форма Божества, как безграничная Вселенная), существует также сагуна и ниргуна дхарана. Ниргуна-дхарану можно практиковать начиная с бхрамари пранаямы, постепенно растворяя ум в спандане (вибрации). Дхьяна на анахата-нада также в какой-то степени имеет отношение к ниргуна-дхаране, в такой практике есть свои ступени. Обычно нужно начинать с сагуна, с медитации на мурти Божества, на его лиле (игре и даршане Божества), на его силе (Шакти), потом медитировать на бхаву (состояние), полученную от сосредоточения на Божестве. Далее – концентрироваться на пике этого состояния, превращая его в бинду, который проводите сквозь чакры и пять элементов. Постепенно учиться переводить медитацию в сукшма-дхьяну, а затем в ниргуна.
Есть также практики сосредоточения на адхарах: вы перемещаете внимание по адхарам вдоль всего тела снизу вверх, потом обратно, пока не достигнете состояния абстрагирования и некоего парения, легкости, после чего спонтанно наступает пратьяхара. Здесь дхарана – это устойчивость читты (сознания) на двенадцать секунд, а пратьяхара – примерно на 1-2 сек., т.е. это некое скользящее сосредоточение на шестнадцати точках.
Что касается Горакшанатха, вы можете концентрироваться на его мурти, потом перейти из стхула-дхьяны в джьотир-бхавану и сукшма-дхьяну. Есть техники дхьяны на Гуру, когда вы через него способны воспринимать энергии брахманды, Горакшанатх – это и есть брахманда.
Существует очень много разных практик, и главное здесь - понять их цели и правильные методы выполнения. Для регулярной нормальной практики достаточно несколько хороших методов, которые подходят именно для вас. В сущности, все они ведут к одному состоянию, которое связывает все методы воедино.

Практика дхараны на 5 первичных элементах (панчадхарана)

Панчадхарана – это практика, при которой прана и сознание (Кундалини) направляются на пять первичных материальных элементов, посредством чего йогин может ими управлять. Поскольку дхарана означает духовное сосредоточение, в данном случае это будет осознание Атмана в пяти элементах. Атман за пределами всех качеств и описаний, поэтому при соприкосновении с пятью элементами, он воспринимается как пять вьом. Эти концентрации в текстах описаны как внутренняя лакшья.

Мировоззрение, лежащее в основе практики панчадхараны

Есть две основные категории структур: макрокосмическая психофизическая структура "самашти-пинда" и микрокосмическая структура "вьяшти-пинда", называемая также "пракрити-пиндой". Первая состоит из Параматмы (Сверхдуши), а также пяти великих элементов. Вторая структура состоит из воплощенной души и других пяти элементов, составляющих индивидуальное тело и формирующих различные дхату (ткани) наших тел. Когда в Натха-сампрадайе адепт понимает эту теорию, он старается вернуть свою душу к Сверхдуше, а тело – к сверхтелу Шивы.

Сами первичные элементы очень сложно описать с помощью современной науки, они не физические, как это существует в обычном понимании людей, а метафизические. Наука постоянно открывает что-то новое, количество химических элементов меняется время от времени, мы не знаем, что ученые откроют, например, лет через 200, следовательно, в каком-то смысле их знание конкретное, но в то же время имеет свои пространственно-временные ограничения. Что касается пяти элементов, то это, скорее, некие принципы, потому их и называют таттвами, т.е. буквально – "сутью", которые всегда существуют в этом мире.
Результаты практики

Концентрация на элементах приводит к тому, что йогин становится способен чувствовать в полной мере каждую такую суть материального бытия, а также познавать недвойственное состояние единства со всей Вселенной не только на духовном уровне, но и на физическом. Достичь гармонии, живя с этим миром, находясь в нем. В обычном состоянии человек является игрушкой в руках самых разных сил этой Вселенной, йогин же перестает быть пассивным бессознательным материалом этих сил посредством контроля их проявления в своем теле. Панчадхарана – это как раз одна из практик, которая позволяет прийти к такому контролю.

Вся Вселенная проявилась из шабды, который и есть Кундалини-шакти и тот аспект проявленной Вселенной, который является пятью таттвами, имеет свои звуковые градации, это биджа-мантры, такие как ЛАМ, ВАМ, РАМ, ЙАМ, ХАМ. Каждый из элементов имеет свой цвет и янтру, которые нужно представлять во время практики, сосредотачиваясь также на ментальном повторении соответствующей биджа-мантры. Когда сознание Чит-шакти (Кундалини) поглотит определенный элемент, оно, взяв его силы, может растворить более грубый элемент в более тонком. На высшей стадии садханы йогин может достичь окончательно единства себя как микрокосма с макрокосмом, тогда он реализует тот вечный аспект своей души, которая была скована рамками ограниченного тела, и телом также становится весь мир с пятью великими элементами. Можно сказать, что йогин как бы создает новое тело, а можно сказать иначе – он возвращает себя к тому, чем всегда являлся. На этой стадии йогин становится способным также из тонкого проявлять более грубые элементы.
Аналоги практики в Тантре

В тантризме есть такая практика бхута-шуддхи, представляющая собой процесс растворения старого восприятия таттв сознанием и далее обратное воссоздание тех же таттв заново. В йоге подход несколько иной: йогин понимает, что все эти растворения и поглощения, которые существуют в тантре, есть не что иное, как процессы в индивидуальном сознании, и очищение происходит не так быстро, что все равно пройдет немало времени. Поэтому йог сразу может на каждой таттве сосредотачиваться подолгу, с целью сразу получить максимальный результат от практики, связанной с разными таттвами. Таким образом, йогин поступает экономно, сразу видя присутствие Брахмана в физическом проявлении. Тантрики следуют, в целом, по такому же принципу, но технологически все выполняется иначе.
Шлоки из "Мантра-йога самхиты" относительно дхараны

Изображение
vivara2Admin

Сообщения : 2303
Дата регистрации : 2016-04-07
Откуда : Бельдяшки

Изображение Изображение
Аватара пользователя
ДРИАДА
 
Автор темы
Сообщения: 5485
Зарегистрирован: 21 фев 2018 21:07

Re: ДХАРАНА

Сообщение ДРИАДА » 04 мар 2018 18:49

vivara2 в Ср Окт 26, 2016 9:24 pm

ОПИСАНИЕ ДХАРАНЫ ИЛИ КОНЦЕНТРАЦИИ

44. Есть два вида дхараны: внутренняя и внешняя. Дхарана – неоценимая помощь в мантра-йоге. Через концентрацию ума на внешнем предмете, человек достигает бахир-дхараны (внешней концентрации), а через концентрацию ума на самом тонком предмете внутреннего мира, человек достигает антар-дхараны (внутренней концентрации). Совершенный успех Дхараны происходит от веры и йоги.

ОПИСАНИЕ ПРАВИЛ ДХАРАНЫ

45. Совершенным успехом в дхаране йогин может добиться мантра-сиддхи и дхьяна-сиддхи (достижения медитации). Бхакти, ачара, прана-самьяма (контроль жизненного дыхания), джапа-сиддхи, дэвата-саннидхья (близость с Божеством), проявление божественной силы в дивьядеше, и видение Иштадеваты – это все обретается только через совершенный успех дхараны. Эти различные грубые и тонкие практики для достижения дхараны должны быть получены от Гуру.


Вопросы:
В "Виджнянабхайрава тантре" говорится о том, что "расфокусированное" сосредоточение на внешнем пространстве соответствует сознанию Бхайравы, ввиду его целостности и всеохватности. А чему соответствует точечная концентрация?

Точечная концентрация – это сукшма (тончайшая или наименьшая) дхьяна. Есть несколько видов такой практики, к ним относятся, например, практики, связанные со звуковой вибрацией. Над всеми акшарами* есть точка (бинду) как символ источника, из которого проявляется любая сила и в котором они все растворяются. Поэтому бинду – это то, что имеет прямое отношение к Лайя-йоге, к процессу растворения. Нельзя сказать, что бинду только где-то, она повсюду распространяется в равной степени, бинду – символ равновесия. Утрата равновесия – это "потеря бинду".

-------------------------------------------
* В санскрите - выделяемая в потоке речи единица, состоящая из гласной и группы предшествующих ей согласных, обычно, но не всегда, соответствующая слогу.

Изображение
vivara2Admin

Сообщения : 2303
Дата регистрации : 2016-04-07
Откуда : Бельдяшки

Изображение Изображение
Аватара пользователя
ДРИАДА
 
Автор темы
Сообщения: 5485
Зарегистрирован: 21 фев 2018 21:07

Вернуться в Ведическое направление

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: 2 и гости: 0

cron