Сообщение Астильба » 13 дек 2021 19:10
Мы знаем, что праздник эльфов назывался Álfablót, или «Эльфийское жертвоприно-
шение», и мы знаем, что он проходил на юго-западе Швеции, но мы не знаем точно,
что именно происходило на этих праздниках, кроме непосредственно принесения
даров. Фактически, мы почти ничего точно не знаем об Альфаблоте, и это вина
довольно вспыльчивой старой фермерской жены, которая жила в поселении Хов в
1017 году и которая сожгла почти все старые записи об Альфаблоте, сделанные на
коже. Но прежде чем приступить к делу, мы должны ответить на вопрос: кто именно
такие эльфы? «Hvat er med alfom?» или «Что с эльфами?» - спрашивает пророчица в
древнескандинавской поэме Völuspá.
Древние скандинавы считали Альфар отдельным классом существ, хотя между
родословными эльфов, богов, норн,дис и даже людей существовала некоторая те-
кучесть. Исландский поэт XIII века Снорри Стурлусон предлагает нам не одну расу
эльфов, а как минимум две. Светлые эльфы, которых Стурлусон сравнивает с солн-
цем, жили в Альфхейме, «доме эльфов», который находился где-то в верхних цар-
ствах. Темные эльфы, которые были «чернее смолы», обитали глубоко под землей. С
давних времен, по крайней мере, с бронзового века, эльфы ассоциировались с солн-
цем. В Швеции чашевидные углубления можно найти в скалах с резьбой, которые,
как считаются являются солнечными колесами. В этих каменных чашах происходи-
ло подношение молока, которое сельские шведы продолжали наливать эльфам и в
двадцатом веке. Древнескандинавский кеннинг самого солнца - álfröull, или «слава
эльфов». Роль эльфов как посредников между смертными и животворным солнцем
помогает объяснить их сияющий аспект. Снорри Стурлусон аккуратно разделил
эльфов на светлых и темных, но это не значит, что они были так разделены по всему
нордическому миру, или что каждый крестьянин, обращавшийся за практической
помощью к эльфам, знал о таком разделении. Эльфы могли сиять, как солнце, но
они также были в значительной степени земными, они могли относиться к воде или
воздуху, были и эльфы зимы. Поскольку считалось, что они физически присутству-
ют в ландшафте, они часто имели более непосредственное значение для фермера,
чем могущественные боги. Возможно, что умилостивление эльфов предшествовало
поклонению богам, поскольку история эльфов не заканчивается Рагнарёком, пла-
менной кончиной древнескандинавского мира.
Hoc volo, sic jubeo , set pro racione voluntas