Регистрация
Поделиться :

Последние темы

Мы в соц сетях!




Подпишись!



Переводчик
ПОМОЩЬ ФОРУМУ
Yandex Money
410013448906233
Маг.рабочие дни









  • 5 Зарегистрированных пользователи



Август

Август


ФОРУМ» МАГИЯ ПРАЗДНИКОВ И МАГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ» Магический календарь» Август

Август

Сообщение ДРИАДА » 27 фев 2018 14:10

 Мегана в Пн Май 16, 2016 2:29 pm

1 августа — Лугнасад (Ламмас)
1 августа - Макринин день. Мокрины
2 августа — Ильин день, Перунов день
3 августа - Онуфрий Молчаливый
4 августа - Мария Ягодница
5 августа - Трофим Бессонник
6 августа - Борис и Глеб
7 августа - Анна Летняя
8 августа - Ермолаев день
9 августа - День святого Пантелеймона
9 августа - Пантелеймон Целитель
10 августа - Прохоры Пармены
11 августа - Каллиник
12 августа - День Ивана-воина
12 августа - Силуан и Сила
13 августа - Евдокимов день
14 августа - Первый Спас, Медовый Спас, Маковый Спас, Спас на воде
15 августа - Степан Сеновал
16 августа - Антон Вихровей
17 августа _ Авдотья Малиновка, Сеногнойка
19 августа - Второй спас, Яблочный Спас
20 августа - Марины-Пимены
21 августа - Мирон Ветрогон
22 августа - Матфей Змеесос
23 августа - Лаврентьев день
24 августа - Евпатий Коловрат
25 августа - Фотя Поветенный
26 августа - Тихон Страстной
27 августа - Михей Тиховей
28 августа - Успение
29 августа Третий спас (Хлебный)
29 августа - Спас Нерукотворный, Ореховый Спас
30 августа - Мирон Ветрогон   автор Сирень
31 августа - Флор и Лавр. Лошадиный праздник.


Изображение
МеганаAdmin

Сообщения : 16362
Дата регистрации : 2016-04-07
Откуда : Из будущего)

Изображение Изображение Изображение
Аватара пользователя
ДРИАДА
 
Автор темы
Сообщения: 5485
Зарегистрирован: 21 фев 2018 21:07

Re: Август

Сообщение ДРИАДА » 27 фев 2018 14:11

Мегана в Пн Май 16, 2016 6:09 pm

2 августа -ПЕРУН-громовик (Илья-пророк хр.) Праздник молнии, огня, поэтомукатегорически нельзя купаться в этот день. Желательно посидеть укостра. Заниматься медитацией на набор Силы, сидеть под дубом. Ломатьдубовые веники. Окурить дом дымом трав, а лучше дубовой головней.Поднимать в себе энергию Воина, Победителя, Господина ситуации (ИльяМуромец). Перуна можно просить о помощи в любой сложной ситуации 2-3раза в жизни.14 августа - Медовый Спас. С этого дняи еще три недели ежедневно едят мед. В последний раз купались сами, апотом загоняли в реку скот. Начало поста .

19 августа - Яблочный Спас. Ели яблоки. Раздавали яблоки, овощи, фрукты. Первая встреча осени.28 августа УСПЕНЬЕ (Успенье Богородицыхр.) Отдыхали от дел. На закате шли в поле и просили Землю вернутьсилы, затраченные в страду, в виде урожая. Окончание поста.29 августа - Ореховый Спас.

Изображение
МеганаAdmin

Сообщения : 16362
Дата регистрации : 2016-04-07
Откуда : Из будущего)

Изображение Изображение Изображение
Аватара пользователя
ДРИАДА
 
Автор темы
Сообщения: 5485
Зарегистрирован: 21 фев 2018 21:07

Re: Август

Сообщение ДРИАДА » 27 фев 2018 14:11

 Мегана в Пн Май 16, 2016 6:09 pm

Отмечается 2 августа (20 июля по старому стилю).

С Ильина дня лето постепенно начинало уступать место осени: “Илья лето кончает”, “На Илью до обеда лето, после обеда осень”. С Ильина дня вода не годилась для купания, так как в нее, по поверью, обмакнул рога или лапы олень, уронил копыто конь Ильи - пророка или сам Илья кинул в воду кусочек льда. Считали также, что в Ильин день купаются только черти, так что крещеному человеку нельзя после этого заходить в воду.

- В августе соберите 20 веточек дикорастущего цикория ранним утром на растущей луне. Сушите их в течение нескольких дней, ежедневно наговаривая: «Господи, дай мне здоровья, спокойной жизни, чистой пищи. Помоги преодолеть жизненные бури, успокой, умиротвори. Аминь». Приготовьте из них отвар. После того как он остынет, добавьте 20 капель святой воды (в расчете на 1 стакан) и принимайте по 1 ст. ложке 4 раза в день за 20 минут до еды 10 дней. Но перед этим нужно «почистить» свое жилище зажженной восковой свечой, обходя с ней его по периметру после захода солнца, читая «Отче наш», а затем: «Господи, освободи от нечисти, очисти мои дух, душу и тело».


С 14 по 28 августа — Успенский пост. Пост установлен в честь успения Божьей Матери. Пост длится две недели.
По своей строгости он схож с Великим постом: запрещается употреблять все продукты животного происхождения, в том числе и рыбу. В среду и пятницу не едят даже растительное масло.
Также с 14 августа начинается Медовый Спас – первый из трех Спасов.

Изображение
МеганаAdmin

Сообщения : 16362
Дата регистрации : 2016-04-07
Откуда : Из будущего)

Изображение Изображение Изображение
Аватара пользователя
ДРИАДА
 
Автор темы
Сообщения: 5485
Зарегистрирован: 21 фев 2018 21:07

Re: Август

Сообщение ДРИАДА » 27 фев 2018 14:11

Мегана в Пн Май 16, 2016 6:20 pm

15 августа - Степан-сеновал. В этот день вьют венок из трав и цветов, который потом всю зиму украшает иконы, хранит добрый дух дома, оберегает от болезней. 

Ореховый спас. Совпадает с Успеньем Пресвятой Богородицы. Проводят обряд "От докучливых просителей" - от навязчивых соседей.
Яблочный спас - праздник Преображения Господня, едят мед и приговаривают: "Дай Бог в честь да радость, в лад да в сладость."
К третьему спасу созревают орехи.

17 августа - день преподобомученицы Евдокии. 

18 августа - Евстигней. Есть побольше лука - защита от нечистой силы.

19 августа - Яблочный Спас. Откусывая яблоко, девушки загадывали о суженых. Если у родителей умер ребенок - нельзя есть яблоки до 19 августа. На том свете на серебряных деревьях растут золотые яблочки, и эти яблочки раздаются только тем детям, родители которых твердо соблюдают закон.
Только 19 августа выкатывают испуг и сглаз с помощью яблока. Берут освященное яблоко и катают его от головы по всему телу по часовой стрелке до пояса и опять до головы, читая: "Как ты, яблоко , кругло и румяно, так и раб Божий (имя) стань здоров да удал. Силой Господа, красное солнышко, святая водица, мать - землица тебя напоила, так и рабу Божьему (имя) дай силу да здоровье. Аминь." Перекреститься, поклониться, яблоко зарыть в землю.

С 14 августа до 21 сентября - Бабье Лето. Хорошо в это время начинать новое дело, совершать сделки, заключать договоры.

24 августа - активируется нечистая сила. В этот день нельзя гадать. Взять свой или мужа старый ботинок, поставить посередине большой комнаты и сказать: "Вся нечистая сила, вся нечистая рать, садись в сани и поезжай с нами!", и младший по возрасту в семье должен бегом отнести этот башмак на помойку.
Нельзя гадать.

26 августа - день иконы Божией Матери "Семистрельная". Проводят обряд "На снятие худой доли".

28 августа - просят о защите, солят огурцы.

29 августа - Ореховый спас. Орехи смешать с медом и есть по 1 столовой ложке 1 раз в день в течение месяца. В этот день пекут пироги из муки нового урожая.
Звонят в колокол - для успеха. 

31 августа - солят огурцы.

В Августе хорошо делать себе талисманы.

Изображение
МеганаAdmin

Сообщения : 16362
Дата регистрации : 2016-04-07
Откуда : Из будущего)

Изображение Изображение Изображение
Аватара пользователя
ДРИАДА
 
Автор темы
Сообщения: 5485
Зарегистрирован: 21 фев 2018 21:07

Re: Август

Сообщение ДРИАДА » 27 фев 2018 14:11

 Мегана в Пн Май 16, 2016 6:20 pm

18 АВГУСТА
Помощь житной матки.
Этот день в народе зовется Евстигнеем-житником. В этот день крестьяне старались найти в поле и прибрать от людей 12 колосьев. На этих колосьях непременно должно быть самое большое количество зерен. Если вы найдете все 12 полных колосков, то это и будет житная матка, или спорынья. При несчастии всегда можно достать из укромного места житную матку и сказать:
Мать жития, я тебя собирала, я тебя прятала и оберегала. Помоги и ты мне, Божьей рабе (имя), отведи от меня беду (такую-то). Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Старые люди говорят, что просить помощи можно у житной матки до трех раз и всякий раз беда обязательно уходит.
После третьего раза житную мать больше не беспокоят. Весной колоски уносят в поле и там оставляют.

Изображение
МеганаAdmin

Сообщения : 16362
Дата регистрации : 2016-04-07
Откуда : Из будущего)

Изображение Изображение Изображение
Аватара пользователя
ДРИАДА
 
Автор темы
Сообщения: 5485
Зарегистрирован: 21 фев 2018 21:07

Re: Август

Сообщение ДРИАДА » 27 фев 2018 14:12

Мегана в Пн Май 16, 2016 6:20 pm

Праздники в Августе. 

2 августа Лугнасад (Ламмас) 
7 августа Праздник Млечного пути (день почитания звезд. День идеален для гаданий) 
13 августа Праздник богини Дианы (день благоприятен для ритуалов защиты и охоты) 
15 августа Праздник Исиды (день женственности и женской силы) 
23 августа Праздник мойр (день почитания прошлого, настоящего и будущего. Идеален для размышлений о проделанном и размышлений о будущем)

Изображение
МеганаAdmin

Сообщения : 16362
Дата регистрации : 2016-04-07
Откуда : Из будущего)

Изображение Изображение Изображение
Аватара пользователя
ДРИАДА
 
Автор темы
Сообщения: 5485
Зарегистрирован: 21 фев 2018 21:07

Re: Август

Сообщение ДРИАДА » 27 фев 2018 14:12

Мегана в Пн Май 16, 2016 6:22 pm

Август - месяц трех Спасов. День 14 августа имеет множество названий в народе: Первый Спас, Медовый Спас, Спас на воде, Спасовка, Маковей, Маккавей, Лакомка, Медовый праздник, Пчелиный праздник. Вслед за Медовым Спасом следует Яблочный и Ореховый, отсюда и появилось название Первый Спас.

В христианской традиции – праздник происхождения Честных Древ Креста Господня, также в этот праздник в церквах вспоминают семь братьев-мучеников Маккавеев и их мать Соломию, которые погибли за христианскую веру. 

В славянской традиции – это земледель ческий праздник, который имеет древ нее происхождение и соотносится с подобными праздниками у древних греков и римлян, египтян и германс ких племен. В августе раньше устра ивались языческие торжества в честь Велеса и Даждьбога. С древних времен сохранился обы чай печения пряников с медом, кото рые приносились в жертву этим бо гам. С Первого Спаса начинается сбор меда, поэтому он и называется Медовым.

Раньше на Первый Спас (который приходился по старому стилю на 1 августа) устраивали проводы лета. В теплых районах соблюдался обычай «происхожденских купаний»: по народ ному поверью, всем необходимо было окунуться в освященные воды реки, чтобы вылечиться от всех болезней. На Маковея начинают улетать в теплые края первые птицы. Народ приметил: «Если дождь в этот день, то мало пожаров будет».

В этот день принято в церкви освящать мак, который используется в последующем для различных ритуалов.

Изображение
МеганаAdmin

Сообщения : 16362
Дата регистрации : 2016-04-07
Откуда : Из будущего)

Изображение Изображение Изображение
Аватара пользователя
ДРИАДА
 
Автор темы
Сообщения: 5485
Зарегистрирован: 21 фев 2018 21:07

Re: Август

Сообщение ДРИАДА » 27 фев 2018 14:12

 Мегана в Пн Май 16, 2016 6:36 pm

Первый Спас - праздник происхождения Честных Древ 
Креста Господня - отмечается 14 августа. Это - земледельческий праздник, который 
имеет древнее происхождение и соотносится с подобными праздниками у древних 
греков и римлян, египтян и германских племен. В августе раньше устраивались 
языческие торжества в честь Велеса - коровьего бога - и Даждьбога. С древних 
времен сохранился обычай печения пряников с медом, которые приносились в жертву 
этим богам. С Первого Спаса начинается сбор меда, поэтому он и называется 
Медовым.

Раньше на Первый Спас (который приходился по старому 
стилю на 1 августа) устраивали проводы лета. В теплых районах соблюдался обычай 
«происхожденских купаний»: по народному поверью, всем необходимо было окунуться 
в освященные воды реки.

После дня святого Стефана (15 августа) праздновали 
Антонов-вихревеев (16 августа), приносивших особенно сильные ветры. В день Семи 
отроков (17 августа), по народной примете, выпадало семь дождей. И этот же день 
отводился для сбора огурцов.

Второй Спас (Спас-Преображение) назывался на Руси 
Яблочным Спасом и отмечался 19 августа. Это - день сбора первых яблок, которые 
ели с медом и сахаром. До Второго Спаса есть какие-либо плоды считалось грехом, 
а на Второй Спас разговлялись освященными яблоками. Некоторые загадывали 
желание, доедая последний кусок спасского яблока: считалось, что задуманное 
должно обязательно исполниться. В лесах тем временем собирали малину, 
заготавливая ее на зиму. Считалось, что после Спаса-Преображения погода
«преображается»: ночи становятся по-осеннему холодными.

На 24 августа приходится поверье о появляющемся иа 
болотах белом коне, который скачет, ищет своего седока. В этот же день, по 
народной примете, на болотах и на кладбищах загораются блуждающие огни, вид 
которых смущает суеверных людей: считается, что это бродят души покойников и 
утопленников.

Если на Михея (27 августа) дует ветер - осень обещает 
быть сухой и ясной. На Михеев день заканчивается Успенский пост, начинается 
осенний мясоед, во время которого игрались заранее сговоренные 
свадьбы.

28 августа - день Успения Пресвятой Богородицы, большой 
церковный праздник. Этот день называют Третьим Спасом, на который дожинают хлеб 
(поэтому он имеет и другое название - Спожинки). В этот день пекут пироги и хлеб 
и считается большим грехом уронить хотя бы крошку со стола, а тем более 
наступить на нее.

До Третьего Спаса празднуют «молодое бабье лето» - водят 
первые осенние хороводы. А с последнего дня лета - 31 августа (памяти святых 
Фрола и Лаера) начинаются вечерние посиделки. Этот день называют еще и 
«лошадиным праздником». С утра лошадей чистят, моют, заплетают им гривы и после 
отводят к обедне кропить святой водой. Это, по древним поверьям, охраняет 
лошадей от болезней.

Изображение
МеганаAdmin

Сообщения : 16362
Дата регистрации : 2016-04-07
Откуда : Из будущего)

Изображение Изображение Изображение
Аватара пользователя
ДРИАДА
 
Автор темы
Сообщения: 5485
Зарегистрирован: 21 фев 2018 21:07

Re: Август

Сообщение ДРИАДА » 27 фев 2018 14:13

  Мегана в Пн Май 16, 2016 7:01 pm

Приметы и поверья.

Первый Спас.

На первый Спас защипывай горох.

Поспевает малина. Начинается заготовка лесной малины - старейшего лекарственного растения. В народе использовали не только сухие травы (заваривали в виде чая при простуде), но цветки малины, настой которых применяется как противоядие против укусов змей и скорпионов. Отваром цветков промывали воспаленные глаза, а водным настоем листьев полоскали горло при ангине.

Спешили собрать поспевшие ягоды черемухи - прекрасное средство, обладающее прекрасным вяжущим, мочегонным и потогонным свойствами, употребляемый при желудочно-кишечных заболеваниях.

Пчела перестает носить медовую взятку.

На первый Спас отлетают ласточки и стрижи.

Отцветают розы, падают холодные росы.


Второй Спас.

Встреча осени. Осенит.

Второй Спас - срывают спелые яблоки.

Становится холодно к ночи, с этого времени считается лучший посев ржи, если погода тому благоприятствует.

Со второго спаса засевай озими. Начинается отлет журавлей.


Третий спас.

К этому дню поспевают орехи. Ласточки отлетают в три раза, в три спаса.

Третий Спас - "хлебный": пекут пироги из нового хлеба.

Третий Спас хлеба припас.

Изображение
МеганаAdmin

Сообщения : 16362
Дата регистрации : 2016-04-07
Откуда : Из будущего)

Изображение Изображение Изображение
Аватара пользователя
ДРИАДА
 
Автор темы
Сообщения: 5485
Зарегистрирован: 21 фев 2018 21:07

Re: Август

Сообщение ДРИАДА » 27 фев 2018 14:13

Мегана в Пн Май 16, 2016 7:01 pm

Дождинки

15/28 августа, 16/29 августа 

Магические действия в последний день жатвы, означавшие завершение уборки урожая и приуроченная к ним праздничная трапеза. Самый распространенный обряд был "завивания бороды" - последних несжатых колосьев и ритуально магические действия с серпами. Обряд должен был обеспечить плодородящую силу земли. 



Дожинки 
Дожинки (дожин, дожни, пожинки, пожиналки, выжинки, обжинки, обжатки, оспожинки, спожинки, вспожинки, Спожиница, Спожин, Госпожинки, Госпожки, Успенщина) - последний день жатвы (чаще всего, дожинки приурочивались к Успению Богородицы или к Третьему Спасу, в который совершались ритуально-магические действия, знаменующие собой завершение уборки урожая. Таким же образом называлась праздничная трапеза в честь этого события. 

Дожиночные (жатвенные) обряды исполнялись как после окончания озимой, так и яровой, жатв, иногда при уборке других растений (например, льна). Основные элементы дожиночного обряда были широко распространены у всех восточных славян и заключались в следующем. 

При завершении жатвы небольшую горсть колосьев оставляли на поле несжатой. Этот пучок, носивший название "борода", "коза", "козулька", либо "косица", "завивали", "заламывали" или связывали различными способами. 

В самом древнем и распространенном варианте стебли растений надламывали и сгибали дугой таким образом, чтобы колосья соприкасались с землей (вологодск., новгородск.). Иногда пучок прижимали к земле камнями (смоленск.). В некоторых случаях закапывали концы колосьев в землю, иногда вместе с куском хлеба (запад.-русск.). Сгибание колосьев до земли могло сочетаться с закручиванием в жгут (сев-восточн. Русск.). "Завивать бороду" и означало скручивать жгутом, сгибать, придавать круглую форму. В последнем случае делать венок, не срезая растения. Известно завивание бороды в одно или несколько колец. 

Кроме жгутообразных изготавливали "бороды" в виде "косы" ("косицы"). "Богородице косица - для урожая на будущий год" (костромск.; Славянские древности. 1995. С. 232). Борода - коса (красота) представлялась женским символом и связывалась с мотивом свадебного обряда. 

В более поздних вариантах обряда несжатый пучок стеблей связывали узлом (реже - тремя узлами), перевязывали наверху, около колосьев, стеблями, травой, поясом, красной ниткой или лентой. Несжатые стебли образовывали круг, стебли из середины которого сжинали для ритуального последнего снопа (см. Дожиночный сноп). Несжатые стебли круглой "бороды", связанные наверху, представляли собой беседку. Нередко "борода" украшалась цветами (архангельск.); в севернорусских районах для украшения "бороды" использовались старые шапки и лапти. Иногда колосья поверх узла срезались и клались в последний сноп (см. Дожиночный сноп). 

"Завитая борода" могла накрываться сверху особым снопиком, имевшим названия: "куколка", "клобучок", "шапка". Сноп изготовлялся из того же жита, что и "борода", и одевался на нее колосьями вниз (вологодск., енисейск., костромск., Нерчинский округ Сибири). Подобный вариант "бороды" сложился под влиянием развитого в этих местах ритуала "дожиночного снопа". 

Кроме того, "бороду" могли обкладывать соломой или колосьями (вологодск., вятск., костромск., новгородск.), что представляло собой настил, носивший название "гумешко", "гумно" (вятск.) или ограду, забор, называвшихся "двор" (костромск.). Иногда настил воспринимался в значении постели Илье или Христу, тогда срезанные пучки колосьев раскладывались четырехугольником, ориентированным по сторонам света. "Кто говорит Христу на бородку, а кто говорит Христу на постельку. Устанет, ходя-то, он, батюшко, може и прилечь захочет, може, и на моей соломке приляжет" (владимирск.; Славянские древности. 1995. С. 232). Делали настил и в виде круга - "кружка", раскладывая колосья по солнцу (вологодск., новгородск.), реже изготовляли настилы из цветов (пинежск.).

В северо-восточных губерниях, окончив полевые работы, на последней полосе ставили вертикально крест, свитый из ржи, овса, ячменя, и обкладывали жгутиками из тех же стеблей (вятск.), что получило название бороды - "часовни". 

Ритуальное "завивание бороды" выполняла старшая из жниц, либо женщина, пользующаяся всеобщим уважением. Происходило это магическое действие в торжественной обстановке с соблюдением определенных правил. Так, "волотки" (стебли) "завивали" по солнцу; до "бороды" не разрешалось дотрагиваться руками, поэтому ее "заламывали", обернув руку рукавом рубахи или передником. Прикрытая рука служила символом богатства и изобилия, а голая - бедности; а кроме того, чтобы сила зерна не исчезла от прикосновения, а осталась в самих колосьях. 

Помимо ритуального изготовления "бороды" дожиночный обряд включал в себя прополку "бороды", вскапывание земли между колосьями и засев зерном (запад.-русск.), хождение вокруг "бороды" (сев.-русск.), полив бороды водой, обливание парнями у околицы деревни возвращавшихся с дожинок жниц, мытье ими рук; кувыркание (катание) по земле, стерне или "завитым" колосьям. 

Сюда же включались разнообразные действия с серпами. Их могли разложить вокруг "бороды" (южно-русск.), т.е. магически заключить "бороду" в круг; полить водой. Если серп не резал рук во время жатвы - его "награждали". Награждение серпа заключалось в том, что его "женили". Обычай "женитьбы серпа" совершался по-разному. Серп, начиная от рукояти, обматывали колосьями ржи или пшеницы так, чтобы они, примыкая к острию серпа, как бы с него стекали. После этого серпом несколько раз покалывали землю. В другом варианте в последнюю сжатую гость заматывали либо все серпы, участвующие в жатве, или серп самой старшей жницы, которая его и заматывала. Когда обмотанный в колосья серп оказывался вплотную прижат к земле, жница выдергивала колосья с корнями, подымала высоко над головой и говорила: "Родись, и водись, на тот год не переводись!" или "уродись на тот год вот такой" (московск.; Зернова А.Б. 1932. С. 33). 

Кроме этого, у "завитой бороды" совершались гадания. Так, старшая из жниц садилась на землю лицом к "бороде", собирала серпы у всех женщин, брала их за рукояти и бросала через голову. При этом каждая женщина загадывала - доживет ли она и ее родные до следующей жатвы. Серп, воткнувшийся концом в землю по направлению к церкви, предвещал смерть; серп, упавший дальше всех от "бороды", говорил о долгой жизни (рязанск.). Могли гадать и по зернам нового урожая. Говорили: "К этому хозяину приходили бы купить и займовать! Кто зернышко съест, если девушка - замуж идти; если парень - женится; если женщина - дитя родить; если корова - телушку родить; если овечка - двойничков принести!" (вологодск.; Потанин Г.Н. 1899. С. 202). 

Отдельным ритуалом можно считать приготовление символического угощения. На положенный внутри колосьев "бороды" камень, изображающий стол, покрытый куском полотна - "скатерью", либо просто на расстеленную на земле ткань, клали кусок хлеба с солью. Иногда хлеб привязывали к "бороде". 

Завершался комплекс дожиночных обрядов праздничной трапезой в доме хозяина жатвы. Иногда это сопровождалось внесением в дом последнего снопа (см. Дожиночный сноп) и подношением хозяину венка, сплетенного из колосьев (смоленск.). Основными обрядовыми блюдами на дожинках были: "саламат" - густая каша из овсяной муки с салом и маслом (сев.-русск.), которая по народным представлениям, содействовала плодородию хлебов будущего года; "дежень" - толокно, замешенное на кислом молоке или воде (архангельск., пермск.); пироги с кашей, яичница (у севернорусских - пожинальница), блины, пиво, вино и мед (см. Хмельные напитки). 

Дожиночные обряды сопровождались заговорами и жатвенными песнями, исполняемыми в разные моменты ритуала. Во время "завивания броды" пели: 
"Уж мы вьем, вьем бороду 
У Гаврилы на поли, 
Завиваем бороду 
У Васильевича да на широком, 
У Васильевича да на широком. 
На нивы великой, 
На полосы широкой, 
Да на горы на высокой, 
На земли чернопахотной, 
На землицы на пахотной". 
Или: 
"Вейся, вейся, борода, 
Бородушка, вейся, 
Сусек, наполняйся!" 
(Некрылова А.Ф. 1989. С. 315 - 316). 

В заговорах и приговорах, направленных на получение в будущем году хорошего урожая, говорилось: "Вот тебе, Илья, борода! На лето уроди нам ржи да овса!" или "Вот тебе, Илья, соломенная борода, а на будущий год уроди нам хлеба грода (много)!" (костромск.; Завойко К. 1917. С. 16-17); "Николе борода, коню голова, пахарю коврижка, жнеюшке папышка, а хозяевам на доброе здоровье" (новгородск..; Герасимов М.К. 1900. № 3. С. 133); "Флор да Лавр, приходите коня кормить" (вологодск.; Зеленин Д.К. 1999. С. 67); "Егорий приходи, коня приводи, и наших коней корми и овечку корми, и коровку корми!" (московск.; Зернова А.Б. 1932. С. 33). 

При обливании жниц водой исполнялась песня: 
"Пошел колос на ниву, 
На белую пшеницу. 
Уродися на лето, 
Рожь с овсом, 
Со дикушей, 
Со пшеницею. 
Из колосу - осьмина, 
Из зерна - коврига, 
Из полузерна - пирог. 
Родися, родися, 
Рожь с овсом!" (Коринфский А.А. 1995. С. 339). 

А во время праздничной трапезы следующая: 
"Петрушечка господырек! 
Отгреби-тко свой роек! 
Отсыти ты нам сыты. 
Жней за стол усади. 
Жней за стол усади, 
Пива-меду поднеси! 
Ты напой меня, жнею, - 
Я те песенку спою". 
(Некрылова А.Ф. 1989. С. 317). 

В конце дня звучала последняя песня: 
"Дожали, дожили, 
Оспожинки встретили, 
Коровая почали, 
Толокна процведали, 
Гостей угостили, 
Богу помолились! 
Хлебушко, расти! 
Времячко, лети, лети - 
До новой весны, 
До нового лета, 
До нового хлеба!" 
(Коринфский А.А. 1995. С. 340). 

Основной ритуальный предмет дожиночных обрядов - "борода" осознавался как "маленький снопик" или "концы соломы с колосьями"; индоевропейский корень этого слова означал понятие "растительности". Известно название "бороды" наименованием "коза" или "козулька". Говорили: "обжинать козу" (рязан.; Селиванов В.В. 1887. С. 49). В русском языке словом "коза" обозначалась любая часть полосы, приходившаяся на долю одного жнеца. На Ангаре "бородку" называли "уру" (Макаренко А.А. 1993. С. 61). Приписывалась "борода" Богу (богова, божья борода), Христу (Христова бородка), Спасу (для Спасителя борода), Богородице (Богородице косица, Покрову Пресвятая Богородица борода (см. Покров Богородицы); разным святым: Илье-пророку (см. Ильин день), св. Николаю (Николина бородка) (см. Николин день), св. Власию (Волосу/Велесу) (см. Власьев день), свв. Флору и Лавру, Козьме и Дамиану (см. Кузьма и Демьян), св. Елене (Елене на косу) (см. Олена-льняница), Егорию Победоносцу (см. Егорьев день) и осмыслялась как жертва им. В некоторых толкованиях "борода" посвящалась полевому хозяину или духам поля (полуднице, полевику). 

Обряд "завивания бороды" напоминал ритуальное завивание берез. Изготовление из "бороды" венка сохраняло находящуюся там плодородящую силу зерна, а пригибание колосьев к земле, их закапывание, сев семян из "бороды" служили возвращению земле тех сил, которые из нее ушли в зерновые колосья. Зарывание в землю хлеба с солью виделось дополнительным кормлением земли для прибавления ей сил при выращивании будущего урожая. В оставлении хлеба на камне или ткани внутри колосьев "бороды" заметна подготовка к трапезе, жертвоприношению. 

Другие элементы дожиночного обряда также имели магический характер. Прополка "бороды" и мытье жницами рук после жатвы помогали обеспечить "чистоту" посевов будущего года; полив водой "бороды" и обливание жниц предотвращали засуху. Магическими свойствами обладали и предметы, связанные с ритуальной "бородой". Так, камень, найденный под колосьями "бороды" использовался для лечения зубной боли (новгородск.). 

Весь комплекс дожиночных обрядов был направлен на сохранение растительной силы снятого урожая на поле, что обеспечивало непрерывность урожаев, соединение уже выращенного с урожаем будущего года, т.е. на обеспечение плодородящей силы земли.

Изображение
МеганаAdmin

Сообщения : 16362
Дата регистрации : 2016-04-07
Откуда : Из будущего)

Изображение Изображение Изображение
Аватара пользователя
ДРИАДА
 
Автор темы
Сообщения: 5485
Зарегистрирован: 21 фев 2018 21:07

Re: Август

Сообщение ДРИАДА » 27 фев 2018 14:14

Мегана в Пн Май 16, 2016 7:02 pm

15/28 августа, 16/29 августа 

Сноп из последних сжатых в поле колосьев - атрибут дожиночной обрядности. Срезание снопа сопровождалось рядом ритуальных действий и запретов. Сноп обряжали в женскую одежду, использовали для гаданий, ставили под иконы и хранили до Покрова Богородицы, затем скармливали скоту, чтобы уберечь его от зимней бескормицы. 



Дожиночный сноп 
Дожиночный сноп (последний сноп, пожинальник, обжинок, именинник, мирской сноп, кумушка, соломатник, Солоха, Овсей, спорынья, борода, Иванушка, Христова рубашка, барин) - ритуальный предмет осенних дожиночных обрядов (см. Дожинки), представляющий собой пучок последних сжатых колосьев, определенным образом украшенных. 

Дожиночный сноп мог изготавливаться, как после озимой (рожь), так и яровой (овес) жатвы. Для него на поле или на меже (московск.) оставляли участок ("кружок", "ляпачок" - Белозерье) несжатых колосьев, который сжинался в последнюю очередь. 

Это обычно делала хозяйка поля (Белозерье) или девушка; пожилые женщины в данном обрядовом действии участвовать не могли. 

При срезании колосьев дожиночного снопа соблюдался целый ряд ритуальных действий и магических приемов. Жать его необходимо было молча (отсюда: сноп - "молчанушка", "молчальный"), отказ от речи в данном случае, по поверью, предохранял девушек и женщин от опасного влияния потусторонних сил (духов, демонических существ), в соприкосновение с которыми они вступали, совершая магические обрядовые действия с дожиночным снопом, так как в оставшихся на поле колосьях, по народным представлениям, обитал "дух нивы". Нарушение запрета говорить могло привести к нежелательным последствиям: у девушки, заговорившей во время срезания последних колосьев, жених окажется слепым; у хозяйки, не сумевшей сохранить молчание, будет реветь зимой в хлеву скотина (костромск.) 

Колосья для последнего снопа зачастую сжинали иначе, чем при обычной жатве. Так, двигаясь вдоль края оставленного участка, срезали колосья и укладывали горстями по кругу на расстеленную скатерть, чтобы они не коснулись земли (Белозерье). В "гузок" (нижняя часть, комель) снопа вставляли все серпы, принимавшие участие в жатве, объясняя это тем, что зимою не будет замерзать нос (московск.); иногда последний сноп расстилали на полосе и в него клали два серпа таким образом, чтобы лезвия серпов образовывали замкнутый круг. Затем сноп связывался, при этом серпы перекрещивались внутри снопа и торчали наружу острыми концами и рукоятками. Такой сноп назывался "христовой рубашкой" и делался для обеспечения полного достатка в доме (московск.; обычай соблюдался до конца 20-х - начала 30-х гг. ХХ в.). 

В восточной части Смоленской губ. дожиночный сноп устанавливался на "обабок" особым образом; при этом делалась "бабка" - десять снопов ставили житом наверх, прислоняя друг к другу и образуя круг; последний сноп, оставшийся без пары ("беспарный") ставили на "бабку" житом (созревшими колосьями) вниз, вверх срезанными корнями, при этом приговаривая, чтобы на следующий год рожь лучше родилась. 

В Смоленской и Тверской губерниях "обжинать" последний сноп - "бараду" заставляли девушку, которая срезала "пясточку" (горсть) колосьев и укладывала по кругу, делая так до тех пор, пока не сожнет весь оставленный на поле пучок. 

При срезании дожиночного снопа обычно произносились приговоры: "Два поля дожавши, третье запахавши, отдай да положь" (ярославск.); пелись песни: 
"Видит наше (мое) око, 
Что край недалёко, 
Постать не широка. 
До краю дожнемся, 
Горелки напьемся. 
Хозяин - соловейко, 
Поезжай за горелкой! 
Хозяйка - хляптуха, 
Ти готова болтуха?" 
(смоленск.; Земцовский И.И. 1970. С. 517). 

Последний сноп - именинник, пожинальник, обжинок - делался большим и толстым, связывался специально сделанным "свиточком", либо опоясывался красной лентой (при этом не разрешалось перевязывать сноп, который сжала другая женщина (хотя запрещение не распространялось на пожилых женщин), так как "перевязывавшая, будто бы, "завяжет детей у сжавшей", иначе "спорынью в женщине завяжет" или сделает мужа "бесплодным" (Зернова А.Б. 1932. С. 34); это относилось и к связыванию обычных снопов), украшался цветами и ситцевыми лоскутами, лентами. Нередко снопу придавался антропоморфный вид. 

Так, из соломы последнего снопа делали куклу, одевали в кумачный сарафан и головной убор, украшали ожерельями и бусами (саратовск.); дожиночный сноп - именинник наряжали в сарафан и кокошник (пензенск., симбирск.); привязывали к снопу палки или солому, обозначая руки, надевали на него белую насовку (одежду типа сарафана) и кичку (головной убор) (смоленск.); либо накидку (смоленск.). Дожиночный сноп мог выражать своим антропоморфным видом женское или мужское начало, соответственно давалось снопу и "имя": последний сноп, сделанный из ржи в виде человека и одетый в женскую одежду: "саян", рубаху, платок, называли Солохой; сделав из овса другую фигуру и надев на него мужскую одежду: штаны, рубаху, шапку, давали имя Овсей (смоленск.). 

Иногда дожиночный сноп, имевший антропоморфный вид, назывался спорыньей (смоленск.), что происходило от традиционного образа спорыни, олицетворявшего собой удачу в работе. Ср. в дожиночной песне: 
"Усё лето спорыня, 
Усё лето спорыня 
С нам на нивушке была. 
А теперь спорыня, 
А теперь спорыня 
Сорвалася сы корня". 
(псковск.; Земцовский И.И. 1970. С. 529). 

Спорыньей также называли изготовленную в конце жатвы из сдвоенных колосьев особую куклу (псковск.), так как сам раздвоенный ржаной колос имел подобное название. Такой колос, найденный на поле, должен был обеспечить достаток хлеба в доме, поэтому его приносили в избу и клали в передний угол к иконам. Отсюда и приветствие, адресованное жнеям: "Спорынья тебе в дом!" (Белозерье). Название спорыньи происходит от Спорыша (первоначально "спорыш" - двойное зерно или колос; "царь-колос"), являющегося в восточнославянской мифологии воплощением плодородия; его представляли в виде белого кудрявого человека, который ходит по полю, иногда вместе с Богом и раем. Ср.: 
"А наш пригонятый 
Белый кудреватый, 
По полю ходит 
Да жней пригоняет. 
Мы жали, радели - 
Горелки хотели. 
"Спасибо, спорышенчик, 
Что по полю ходил, 
Что по полю ходил, 
Что по полю гулял, 
Молодых жней пригонял!" 
(смоленск.; Добровольский В.Н. 1903. С. 253). 

С дожиночным снопом совершались различные обрядовые действия. Его использовали для гаданий: девушка собирала срезанные для последнего снопа "пясточки" (горсти) и складывала в общий дожиночный сноп, если все гости собирались парами, то считалось, что девушка в этом году выйдет замуж, если же "пясть" была лишней - то и девушка останется незамужней; иногда сжатые "грудки" овса собирались в сноп с пересчетом с помощью слов: "чет" и "нечет"; если в снопе оказывалась четное количество "грудок" овса, то считалось, что этот год семья проживет в полном составе; если же выпадал нечет (по поверьям, нечетное число предвещало убыль), то знали, что кто-нибудь в семье умрет или выйдет замуж. Гадали не только по количеству пясток срезаемого хлеба, но и на снопе, связанном из последних сжатых колосьев, что делали, в основном, беременные женщины и незамужние девушки. Женщины, ожидавшие ребенка, садились на сноп и смотрели, кто подползет: если жук - то родится мальчик, мурашка - девочка. Девушки, сидя на снопе, тоже следили, если подползет "козявка" (какое-нибудь насекомое), это означало замужество. По зернам из дожиночного снопа гадали о посеве: из него брали три колоса, отдельно из каждого вылущивали зерна и зарывали в землю в укромном месте. Если быстрее всходили зерна первого колоса, это означало, что лучший урожай даст в будущем году ранний сев; если зерна второго - средний, третьего - поздний. 

Кроме гаданий со снопом совершались и другие магические действия. Так, на дожиночный сноп садилась хозяйка и приговаривала: "Ржица-матушка, народи на лето получше этой, а если такой, то не надо никакой" (Некрылова А.Ф. 1991. С. 317). В Никольском у. Вологодской губ. женщина поднимала дожиночный сноп на голову и говорила: "Вот эдакий высокий расти овес на прок!" (Потанин Г. 1899. С. ). В Белозерье по окончании жатвы последнего снопа, жница кланялась на все четыре стороны с приговором: "Овсяная жнивушка, отдай мне силушку на всю студеную зимушку!" (Духовная культура Северного Белозерья. 1997. С. 120). В Чухломском, Кологривском уездах Костромской губ. и в Смоленской губ. дожиночный сноп брался женщиной, которая каталась с ним по ниве с просьбой о возвращении силы: "Нивка, нивка, отдай мою силку". (Добровольский В.Н. 1903. С. 260) (см. Катание/кувыркание по земле). 

После срезания дожиночного снопа на поле часто устраивалась трапеза: участники садились, расстилали скатерть и ели (основной пищей была яичница или каша), при этом оставляли небольшой кусок хлеба, который несли за пазухой или в лукошке, а затем клали "Илье под бороду" (см. Дожинки). 

"Одетый" таким образом сноп две женщины с песнями и плясками несли на помещичий двор, где одна из них, под исполнение песен, хлестала сноп веником, стремясь обеспечить урожай на будущий год, так как ритуальное магическое действие - хлестание и битье имеет продуцирующую функцию. В Московской губ. последний украшенный сноп также приносился на барский двор и передавался барину за "выкуп" в виде угощения и мелких подарков; в данном случае сноп несла женщина, знающая все песни и умеющая бойко ответить на вопрос. 

Украшенный различными способами, либо превращенный в чучело последний сноп несли с поля все дожинщицы вместе; сноп держали, подняв его кверху. При этом пели: 
"Ох и слава богу, 
Что жито пожали! 
Что жито пожали 
И в копы поклали: 
На гумне стогами, 
И в клети закромами, 
А с печи пирогами". 
(смоленск.; Земцовский И.И. 1970. С. 520). 

При возвращении с поля, входя в дом, говорили: 
"Жали - пожали, 
Три пряди нажали, 
Первая прядь - на еду, 
Вторая прядь - на семена, 
Третья прядь - про запас". 
(Пинежье; Некрылова А. Ф. 1991. С. 317). 

При внесении дожиночного снопа в избу, происходил ритуальный выгон насекомых, в особенности мух, из дома, что представляло собой "высылание их на небеса за снегом" (Гура А.В. 1997. С. 444). 

При этом отмечена вариативность предметов, с помощью которых выполнялись обрядовые действия и различность произносимых приговоров.

Выгоняя насекомых из дома дожиночным снопом - ржаным или овсяным (а также ольховыми ветками, колосьями ржи, березовым веником, хранившимся в избе со времени троицко-купальских праздников), говорили: "Мухи, блохи, вон, хозяйка идет в дом! Ступайте, тараканы, клопы, вон, хозяйка идет в дом" (московск.; Зернова А.Б. 1932. С. 34); "Кишьте, мухи, вон, идет хозяин (т.е. обрядовый сноп) в дом" (вологодск.; Терновская О.А. 1981. С. 141); "Мухи, вы, мухи, ступайте вы вон: мы работу свою кончили, простору нам дайте и волю" (вологод.; Гура В.В. 1965. С. 208); "Клопы, блохи, цыганы (тараканы) вон из избы; скот на двор" (вологодск.); "Рожь с поля - муха в поле!" (смоленск.; Пашина О.А. 1998. С. 156); "Как у нас на поле не осталось хлеба на корню, так и у нас не оставайся ни мух, ни блох, ни клопов, ни тараканов" (петербургск.; Терновская О.А. 1981. С. 142) и т.д. При этом, последним снопом либо мели по полу, либо трижды делали крестное знамение в избе (или просто махали в воздухе). Особенностью данного обряда в Белозерье и Череповецком у. Новгородской губ. были действия, производимые с березовыми прутьями, контактирующими с дожиночным снопом: хозяйка несла с поля домой "пожинальник" под левой рукой корешками вперед, при этом отламывала по дороге три прута березы и втыкала в сноп. Входя в дом, не открывала сама дверь, а ждала, пока ей откроют; проходила с последним снопом в передний угол, где трижды крестилась, вынимала прутики из снопа, ставила "пожинальник" под иконы, а прутиком хлестала различные предметы и всех родных, находящихся в избе с приговором: "Мухи, клопы, блохи и тараканы, убирайтесь вон, а нам хозяевам дайте покой" (Герасимов М.К. 1900. С. 133-134), затем березовые прутики сжигались в печке. 

На Смоленщине основным мотивом приговора являлось заклинание зимы и вызывание снега: "Черные мухи из хаты, белые в хату" (Добровольский В.Н. 1906. С. 109) (Ср. в словенской поговорке: "Когда белые мухи летают (выпадает снег), "черные мухи" околевают" (Гура А.В. 1997. С. 445). Изгнание мух в Ветлужском у. Костромской губ. сопровождалось заклинаниями, связанными с мотивом жатвы, которую предстоит совершить самим мухам: "Мы свою ниву выжали, теперь вы ступайте жните" (Терновская О.А. 1981. С. 144). "Таким образом, улетающие мухи приобретают символическую функцию небесных жнецов, участников иной жатвы, совершаемой зимой на небесах". (Терновская О.А. 1979. С. 110). 

Дожиночный сноп, вносимый в дом, вешали над умывальником, из которого жницы мыли руки, вернувшись после дожинок. Верили, что руки, вымытые таким образом, не будут болеть (ярославск.). Затем сноп помещали либо в самой избе - в передний угол ("красный", кут, под образа, под иконы, в "судки", на божницу, на "тябло"), на "полавошник", лавку; либо вне избы - на поветь, где он хранился до Покрова Богородицы, когда им "закармливали скотину с осени", т.е. с этого начиналось зимнее кормление скотины в хлевах: сноп раздавали по горсточке всем домашним животным и птицам: коровам, лошадям, овцам, свиньям, курам и т.д. с целью уберечь скотину от возможной зимней бескормицы, болезней и других бед и напастей. 

Происходило это следующим образом: хозяйка вставала рано утром "до свету" и накрывала на стол: стелила скатерть, приносила холодец и хлеб, садилась и ела, так как закармливать скотину можно было только на сытый желудок. Затем отрезала по кусочку хлеба каждой скотине, брала с собой последний сноп - "бороду" и шла в хлев, где раскладывала хлеб по четырем углам ("в наугольники"), вставала на середину хлева и просила "хозяина", который "поставил скотинку на место (на зиму): "Хозяюшко - батюшко, хозяюшка - матушка, ставлю я милова живота - скотинку на всю студеную зимку. Вы ее пойте и кормите, теплом обогревайте и спать мистечко давайте!" (Духовная культура Северного Белозерья. 1997. С. 125). Произносила эти слова три раза, кланялась в четыре угла, после чего, молча, раздавала по горсточке из дожиночного снопа каждому животному. Здесь, как и в случае срезания колосьев для дожиночного снопа, сохранялся запрет на разговор (Белозерье). Иногда последний сноп раздавался скоту в рукавицах, чтобы скот зимою не мерз (ярославск.). В некоторых местах (московск.) дожиночный сноп хранили в сусеке до посева; зерна с этого снопа примешивали к семенам, которыми производился первый весенний сев. 

Обрядовые действия с дожиночным снопом близко связаны с обрядом "бороды" и катания/кувыркания по земле. Колосья, оставленные на "бороду" иногда срезались для вязания дожиночного снопа, который в некоторых северо-западных губерниях России также носил подобное название. Все ритуальные действия, производимые с последним снопом, были направлены на то, чтобы сохранить силу в самих колосьях, так как зернам дожиночного снопа придавалось особое значение - они должны были способствовать процветанию всего дома и хозяйства.

Изображение
МеганаAdmin

Сообщения : 16362
Дата регистрации : 2016-04-07
Откуда : Из будущего)

Изображение Изображение Изображение
Аватара пользователя
ДРИАДА
 
Автор темы
Сообщения: 5485
Зарегистрирован: 21 фев 2018 21:07

Re: Август

Сообщение ДРИАДА » 27 фев 2018 14:14

 Мегана в Пн Май 16, 2016 7:02 pm

Весна-лето-осень Общедеревенский праздник с трапезой 

18/31 августа 

День памяти святых мучеников Флора и Лавра. В народе святые считались покровителями лошадей, в этот день отмечали конский праздник, лошадей не использовали для работы, купали и кормили "в полную сыть". Совершали молебны от падежа и для приплода скота. 



Флор и Лавр (Фрол и Лавер, Фролов день, Хролов день, "конский бог", "скотский бог", конский праздник, "лошадники") - народные названия дня памяти святых мучеников Флора и Лавра, который отмечается 18/31 августа. 

Согласно житиям святых, Флор и Лавр - родные братья родом из Византии, жившие во II веке, занимавшиеся каменотесным ремеслом. Обучаясь мастерству каменотесов у Прокла и Максима, переняли у них христианские убеждения и приняли крещение. Переселившись из Византии в Иллирию (ныне Хорватия в Югославии), они подрядились к правителю Ликаону строить языческий храм. По окончании строительства вместо изваяний языческих богов, которых Ликаон собирался поставить в храме, братья Флор и Лавр, поддержанные сторонниками, поставили в храме большой мраморный крест. После чего, по приказу Ликаона братья были арестованы и подверглись жестоким истязаниям. За братьев заступился влиятельный местный жрец Мамертин, благодарный им за сохранение зрения его сыну, которому в глаз попал осколок гранита. Жреца и его сообщников приговорили к сожжению на площади, а братья Флор и Лавр живыми были брошены в безводный колодец и засыпаны землей. Место казни братьев долго почиталось иллирийскими христианами; впоследствии их мощи были обретены и перенесены в Константинополь. 

Народные предания перекладывали христианскую историю о святых на свой лад, используя в основе факты из жизнеописания святых Флора и Лавра. 

По одному из преданий, Флор и Лавр ходили по деревням рыть колодцы, этим зарабатывая на хлеб. Однажды во время работы земля вырытого колодца обвалилась и засыпала обоих братьев. Лужица, которая стала вытекать из обвала, обнаружила в себе чудодейственную силу: хилая лошадь одного крестьянина "начала добреть", выпив из нее воды. Другие крестьяне последовали примеру первого и пригнали к обвалившемуся колодцу своих лошадей; результат был тот же. Тогда мужики разрыли колодезь на этом месте и обнаружили на его дне Флора и Лавра, целых и невредимых, державших в руках железные лопаты (орловск.). 

Другая легенда говорит о том, что каменщики Флор и Лавр находились в числе строителей стен Киево-Печеской Лавры. Во время работ осколок камня отлетел и попал в глаз единственному сыну и наследнику князя, руководившему работами. Князь приказал закопать братьев по пояс в землю и держать там до тех пор, пока не произойдет исцеление глаза. В том случае, если глаз не удастся спасти, князь велел закопать Флора и Лавра живыми в землю (смоленск.). Последняя легенда оправдывает обычай прибегать с молитвами к помощи святых об исцелении глаз, но не этим прославились они в народной жизни и верованиях. 

По народным представлениям и в православной иконографии эти святые угодники являлись защитниками и покровителями лошадей, им молились о конском здоровье и благополучии. Иконы этих святых находились не только в часовнях и церквях, но и в красных углах крестьянских домов. В черноземных губерниях, например, в Пензенской, образ Флора и Лавра висел в конюшнях с правой стороны, над яслями, и никто не решался осквернить это место. 

В день Флора и Лавра отмечался лошадиный или конский праздник, об установлении которого говорится в легенде, сообщающей о мужике, который на второй день Третьего Спаса пахал поле под озимую рожь, лошадь не слушалась его - сопротивлялась и останавливалась, а после хлестания кнутом и битья палкой вообще упала на колени и заржала. После угроз отчаявшегося хозяина вспахать на ней десятину в один день, вдруг появились два странника с посохами и встали на защиту лошади со словами: "Ведь ты ответишь за неё Богу, всякая животина на счету у Бога, а лошадь и сама умеет ему молиться. У вас, вот, на каждой неделе полагается для отдыха праздник, а у коня твоего в круглый год нет ни единого. Завтра наш день - Флора и Лавра: вот мы и пришли заступиться и посоветовать свести твою лошадь на село к церкви и соседям то же наказать, если хотят, чтобы лошади их были здоровы и в работе крепки и охотливы. Мы приставлены к лошадям на защиту. Бог велел нам быть из заступниками и ходатаями перед Ним" (пензенск.; Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. 1994. С. 369.). 

В этот день лошадей не использовали для работы, какой бы важной она не была, давали им отдых, даже на скачках седлать лошадей было не принято; до дня Флора и Лавра не разрешалось выжигать тавра (клейма) на молодых лошадях. Любая работа, производимая лошадьми в конский праздник, по представлениям крестьян могла повлечь за собой их падеж. Рано утром лошадей кормили "в полную сыть" свежим сеном и овсом, мыли и чистили скребницей. Существовал специальный обряд - купание лошадей. Их приводили к ближайшим рекам, озерам, другим водным источникам, где и совершалось торжественное омовение, а в д. Пономареве Ярославской губернии праздничное купание происходило в вырытом большом пруду, носившим название "конный бочаг" или "конник". Обычно купали лошадей мужчины, реже - женщины. Люди одевали нарядную одежду, украшали лошадей и на поводке вели в пруд, идя рядом по берегу. 

Затем лошади украшались: им расчесывали гривы и хвосты, "завивали" (вплетали) в них яркие ленточки или пестрые лоскутки кумача или ситца. Лошадей собирали вместе со всех окрестных деревень и к обедне пригоняли в село, к церковной ограде, где происходило церковное водосвятие и молебен. После обедни и молебна чествуемым святым покровителям коней Флору и Лавру, совершалась "конная мольба", заключавшаяся в том, что священники выходили из церкви и окропляли приведенных животных освященной водой. По народным верованиям, это должно было "охранять коней от всякого лиха". "Умолил Фрола и Лавра, жди и лошадям добра"; "Фрол и Лавёр до рабочей лошади добёр". 

В Вологодской, Костромской и Новгородской губерниях для чествования мучеников Флора и Лавра в их день и для совершения "конной мольбы" в удаленных от сел местах, в лесу, возводились деревянные часовни, которые редко посещались людьми в обычные дни, но собирали большое количество народа в день Флора и Лавра. 

С одной из ветлужских часовен связано предание о явлении 300 лет тому назад иконы святых мучеников Флора и Лавра при источнике из горы. Позже вместо часовни в 17 верстах от населенных мест была построена церковь, к которой с окрестных сел и деревень приезжали после обедни на водосвятный молебен, затем объезжали вокруг церкви верхом на лошадях по три раза. Священник благословлял собравшихся вынесенным крестом и кропил святой водою, причем все, кто вели лошадей старались, чтобы капли святой воды обязательно попали на них. По окончании церемонии священник осенял крестом и говорил: "С Богом", и все разъезжались по домам. 

Во многих местах молебны сопровождались крестными ходами с выносными крестами и иконами, которые направлялись к часовням и святым источникам. 

В некоторых губерниях Поволжья - Астраханской, Казанской, Нижегородской, - на Русском Севере, в Сибири, в южнорусских губерниях - Воронежской, Рязанской, Тамбовской и др. молебен над скотом совмещалось с прогоном последнего через живой (деревянный, новый) огонь (название священного огня, добытого путем трения дерева о дерево), который разводился во рву, овраге или канаве, иногда в прорытом сквозь холм или высокий берег реки тоннеле или над этим земляным проходом. Так, в Самарской губ. в день Флора и Лавра молебен совершалось в теснине между гор, закрытой сверху земляным мостом или в выкопанном в горе проходе, "над которым священник в полном облачении чрез костер зажженного пред ним огня, вытертого из дерева, кропит святой водой табуны лошадей всего края, которые прогоняются сквозь эти земляные ворота; если же в этот год был падёж на скот, то в таком случае прогоняют и весь рогатый скот". (Зеленин Д.К. 1914 - 1916. С.116 - 117.). 

Локальные традиции сохранили в день Флора и Лавра обычай - устраивать скачки вперегонки на неоседланных лошадях (отсюда название - "скакалки"), что говорит о давнем происхождении лошадиного праздника. Скачки происходили на ровном поле, за деревней, а если возможность позволяла, то около часовен. В некоторых местах и скачки и "конные мольбы" переносились на какой-либо другой день, но связывались большей частью со святыми Флором и Лавром. Так, в Вельском у. Вологодской губ. "фролят", т.е. скачут вперегонки на лошадях, только взрослые в первое воскресенье после Петрова дня, которое получило название "конная мольба", так как к этому дню, кроме скачек приурочено молебен о лошадях, и каждый хозяин старался привести на площадь хотя бы одну лошадь. После скачек во Фролов день устраивалось праздничное угощение; приготовлялось пиво. Так как мужчины и парни участвовали в скачках, то они по большей части старались воздержаться от выпивки; этим пользовались женщины, гуляя "на фролах", "неофициальном бабьем празднике", за себя и за мужчин. 

В этот день для табунщиков и конепасов изготовлялся специальный "именинный" пирог, устраивалось мирское пиво. В Северном Белозерье, отмечая праздник Флора и Лавра три дня плясали в овинах, а на четвертый и пятый день ходили по дворам, по всем соседям "сшибать". Входя спрашивали: "На дрожжах не осталось?" - "Нету". Или: "Садитесь за стол" - "Пока не допьем не уйдем!" (Духовная культура северного Белозерья. 1997. С. 368.). 

Для лошадей выпекалось обрядовое печенье в форме конского копыта, этим печеньем закармливали лошадей и отдавали священнику; лошадей кормили круто посоленным яичным хлебцем или фроловской (ржаной) просфорой, которую каждый хозяин нес из церкви за пазухой, чтобы дома, разломив на несколько частей, дать по кусочку каждой дворовой скотине - от коня до поросенка. В Вашкинском р-не Северного Белозерья обрядовое печенье, изготовляемое в Фролов день было особым, оно называлось "фролы" ("хролы") и имело форму круглых шариков. Выпекались "фролы" из толокна, реже из ячневой или пшеничной муки. В муку или толокно, замешанные на масле, добавляли сметану, яйцо и сахар. Из теста раскатывали жгуты, которые разрезали на части и скатывали небольшие шарики ("катыши"); пекли "фролы" в печи на противнях или сковородах. "Флоры" или "фролы" изготовлялись в большом количестве, их не только ели сами с чаем и молоком, но и угощали всех, кто заходил в дом. 

Вся обрядность "лошадиного праздника", совершаемая в день Флора и Лавра, была направлена на обеспечение здоровья, приплода и благополучной жизни лошадей. К святым Флору и Лавру и в другие дни обращались за помощью в уходе за скотом. Так, в Буйском у. Костромской губ., когда рождался теленок, его приносили в избу и ударяли об угол голбца три раза, прося Флора и Лавра, чтобы "пустил скотину вдоль всего двора", т.е. чтобы "обеспечить прок, сделать так, чтобы скот пришелся ко двору". 

Но не только заботой о лошадях ограничивались святые Флор и Лавр. 

Ко дню Флора и Лавра приурочивали начало бабьих "засидок", когда женщины собирались вместе в одну избу, чаще всего, к какой-нибудь вдове с прядением, вязанием и другим рукоделием. "С Фролова дня засиживают (т.е. работают при огне) ретивые, а с Семена - ленивые". 

В степных губерниях день Флора и Лавра обозначал начало "помочей" - помощи всего "мира" в хозяйственных работах вдовам, сиротам, одиноким старикам. "Помочь" вознаграждалась угощением. 

День святых Флора и Лавра заканчивал сезон полевых сельскохозяйственных работ. Это был срок завершения сева озимых, поэтому Фролов день называли "досевками". Считалось, что кто будет сеять после этого дня, тот не жди и урожая; посев ржи после "Фролов" определялся, как запоздалый. "Сей озимь от Преображения до Флора"; "Коли до Фрола не отсеешься, фролы (флоры; цветы; один куколь; сорняки) и родятся"; "Кто сеет на Фрола, у того фролки и будут". Окончание сева отмечали праздничной трапезой и гуляньем.

Изображение
МеганаAdmin

Сообщения : 16362
Дата регистрации : 2016-04-07
Откуда : Из будущего)

Изображение Изображение Изображение
Аватара пользователя
ДРИАДА
 
Автор темы
Сообщения: 5485
Зарегистрирован: 21 фев 2018 21:07

Вернуться в Магический календарь

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: 2 и гости: 0

cron