Регистрация
Поделиться :

Последние темы

Мы в соц сетях!




Подпишись!



Переводчик
ПОМОЩЬ ФОРУМУ
Yandex Money
410013448906233
Маг.рабочие дни









  • 5 Зарегистрированных пользователи



История таро

История таро


ФОРУМ» КАРТЫ ТАРО» Трактовки карт» История таро

История таро

Сообщение Астильба » 10 фев 2018 17:54

История ТАРО

Антонина Величко
"Omne ignotum pro magnifico"—

Все неизвестное принимается за великое.

Тацит. "Жизнь и нравы Юлия Агриколы".

Давным давно известно, что картежники — самый суеверный народ на свете. И действительно, ни одна игра не овеяна таким фантастическим ореолом, как карты. Используемые и для гадания, карточные символы в течение веков владели людским воображением. Многие произведения русских писателей XIX века были посвящены этой теме, и всегда карты имели фатальный, магический смысл. Надо отметить, что в России этому немало способствовал небезызвестный граф Калиостро, который, несмотря на запрет Екатерины II и высылку, успел таки запудрить мозги российскому дворянству, кои оно доверчиво подставило заезжему "волшебнику". Знаменитый исследователь русской классики Ю.М. Лотман отмечал в своей работе "Тема карт и карточной игры в русской литературе XIX века", что карты стали "центром своеобразного мифообразования эпохи". Да и просвещенный XX век имел тенденцию восхищенно замирать, глядя в лукавые глаза гадалки, вооруженной колодой Таро, или исподтишка три раза поплевывать на игральные карты. Откуда же взялся такой "магический" туман вокруг карт и, в частности, вокруг Таро? Обратимся к истории.

В литературе, посвященной картам Таро приводится множество легенд, уводящих историю возникновения колоды в глубокую древность, очевидно, с целью придать ей большую значимость в глазах "недоросших" потомков. При беспристрастном изучении историю Таро можно разделить на два периода: мифический и достоверный.

Мифический период начинается, хотя и не с первобытнообщинного строя, но с Древнего Египта. По наиболее распространенной легенде, древнеегипетские жрецы, желая передать тайную информацию следующим поколениям, зашифровали ее в символах Таро, понятных только посвященным. Колода в виде 78 золотых пластин хранилась якобы в Александрийской библиотеке и чудом уцелела при знаменитом пожаре. По другой версии 78 картин Таро были расположены в подземной галерее древнего египетского храма и служили для обучения неофитов основам тайного знания. Есть также вариант этой легенды, в котором говорится, что группа мудрецов, предвидевших пожар в Александрийской библиотеке, собралась в городе Фес (Марокко) на экстренное заседание по этому вопросу. Поскольку мудрецы приехали из разных стран и общаться на одном языке не могли, художники создали некий символический язык, общеупотребительный, вроде эсперанто. Существует мнение, что мудрецы взялись писать книгу, содержащую всю мудрость мира, а чтобы она, не дай Бог, не исчезла, они сокрыли ее в форме игры, полагая, что в таком виде книга будет сохраннее, так как азартные игры уничтожить сложнее, чем любые книги. Есть также предположение, что карты изобрел один аббат, чтобы с помощью высшей мудрости вернуть разум одному из французских королей, который страдал слабоумием. Словом, аббат пытался обучить его по картинкам, как современные педагоги-дефектологи. Некоторые авторы утверждали, что Таро — наследие Атлантиды. Но все-таки, чемпионом туманных гипотез мы считаем Е.П. Блаватскую, которая решив, что и Египет недостаточно таинствен и древен, чтобы быть колыбелью Таро, высказалась так:"...оно родилось в таинственной области, определить местонахождение которой никто не смеет и которая вызывает чувство безнадежности у географов и христианских теологов, — области, в которой Браман поместил свою Kailasa, гору Меру и Parvati Pamir, извращенный греками в Парапамиз". Таковы мифы о Таро. Памятуя старинную присказку — "сказка — ложь, да в ней намек", попытаемся выделить рациональное зерно из всего вышеизложенного. Для начала необходимо ознакомиться с историей игральных карт.

История игральных карт начинается с 1120 года: именно в это время в Китае, по свидетельству словаря Чинг-Цзе-Тунга, появилась игра, в которой использовались тонкие пластинки из слоновой кости с символическими рисунками. Китай, как известно, уже со 2-го в. до н.э. оживленно торговал со странами Передней Азии, а позднее, и с Европой. Да и Европа, со времен первых крестовых походов (1118 год) имела доступ в страны Азии и Африки. Поэтому, так или иначе, карты проникли в Европу и привились. Первое документальное упоминание о них (в Европе) относится к 1367 году, когда в Берне был издан указ о запрещении карточной игры. В 1379 году итальянский живописец Николо Кавелуццо вносит в хронику своего родного города следующие известие: "введена в Виттербо игра в карты, происходящая из страны Сарацин и называемая ими наиб". Древние карты были весьма похожи на современные, лишь различаясь немного в изображении мастей. Древнейшая карточная игра в Италии называлась Тарок, а карты "тароччи", что возможно обусловило название колоды Таро.

Первые игральные карты, реально напоминающие Таро — колода Висконти-Сфорца, датируемая 1428-м годом. Она была изготовлена известным художником 15-го столетия Бонифацио Бембо к свадьбе Бьянки Марии Висконти с Франческо Сфорца. На картах этой колоды не было ни номеров, ни букв еврейского алфавита, ни надписей или астрологических символов, находящихся на современных картах Таро. Прошло 40 лет, и появилась колода с изображениями классических богов и астрологических символов: игральные карты приобретают все более сложный облик, приближаясь по значению к Таро.

Теперь пришло время внести некоторую ясность в мифический период истории Таро. Для этого воспользуемся теми скудными документальными источниками, которые отражают этот период. Первый, и самый достоверный документ — сами карты. Известно, что в картинках наиболее древних колод, датируемых 15-м веком, нет и намека на древнеегипетский символизм. Хоть Kircher в работе "Oedipus Aegiptiacus" (1652-1654) и дает египетские карты, это кажется сомнительным, так как в это время сведения о Древнем Египте ограничивались античными источниками, не всегда достоверными, а иероглифическое письмо Египта было расшифровано лишь в 19-м веке. Индия также не могла быть родиной Таро, так как философия этой страны не имеет ничего общего со смысловой подоплекой карт. По мнению Е.П. Блаватской: "Истинные Таро с их полным символизмом находятся лишь на цилиндрах Вавилона, которые каждый может видеть и изучать в Британском музее." И правда, в древневавилонских легендах есть много общего с сюжетами Таро, что неудивительно, так как наука христианского времени была под сильным влиянием древнееврейской и халдейской идеологии. Определенная общность символизма Таро и вавилонских изображений несомненно есть, но утверждать, что вавилонские цилиндры — точный прототип Таро, было бы слишком опрометчиво.

В Таро широко используется аллегорический рисунок, свойственный алхимической литературе эпохи Возрождения. Следует так же заметить, что в картах встречается множество христианских образов и атрибутов, например: в старых колодах Папесса (Старший Аркан II) нарисована в монашеской рясе, в короне, с крестом и книгой в руках — эта аллегория традиционно изображала истинную христианскую церковь, а на карте Мир (Старший Аркан ХХI) мы можем увидеть символы четырех евангелистов. Итак, включая в себя самые разные элементы восточных культов, Таро все-таки остается продуктом европейского средневековья. Единственным возражением против этой гипотезы может служить отсутствие в символике Таро образа Христа, но об этом будет сказано ниже.

Важной вехой в нашем исследовании послужит нечто, уже реально похожее на Таро — "философская машина", изобретенная алхимиком и философом Раймондом Луллием, и описанная им в книге "Великое искусство" в 1274 году. Но заметим, что конкретно о Таро Луллий не упоминает, несмотря на то, что он был весьма просвещенным человеком своего времени и от него едва ли ускользнула бы такая вещь, как Таро. А к началу 16 века (1500 год) выходит в свет рукопись "Sermones de Ludo cum Alis", где приведен список Старших Арканов Таро с их современными названиями. На основании этих данных можно предположить, что Таро, как философское явление начало свое развитие, примерно, с конца 14-го века. Естественно, возникает вопрос: зачем надо было так усложнять простые игральные карты, наполняя их философской символикой? Оказывается, в Европе карты применялись иногда в педагогических целях: появлялись колоды с географическими, историческими, хронологическими сведениями. В 1507 году бакалавр теологического факультета в Кракове, Томас Мернер, в своем сочинении "Chartiludium logicae", учил логике по картам, разделяя ее положения по мастям. В связи с этим сразу вспоминаются наши современные студенты: карточки, с написанными на них основными сведениями, при подготовке к экзаменам были очень удобны. Неужели Таро — всего лишь набор своеобразных "шпаргалок" для изучения оккультной философии? Откуда же такой налет магизма и тайны, окружающие их?

Вернемся к размышлениям о создателях Таро и целях, которые они при этом преследовали. В легендах как создатели Таро упоминаются: древнеегипетские жрецы, восточные мудрецы, аббат. Между этими персонажами есть определенная общность — все они владеют неким знанием, которое недоступно другим, и возможно, в случае обнародования, может повредить своим создателям. В средневековой Европе такими знаниями обладали, в основном, монахи, следовательно, скорее всего, авторство Таро принадлежит священнослужителям, составлявшим клан, внутри которого была известна смысловая нагрузка символов Таро. Прибавим к этому, что в средние века церковники довольно активно занимались астрологией, алхимией и другими оккультными науками. Также заметим, что в начале развития европейской цивилизации все знания черпались, если не считать античных источников, на юго-востоке — в Азии и Африке. Теперь разберемся, какие монашеские ордена побывали в азиатско-африканских странах, несомненно, это участники крестовых походов: госпитальеры, тамплиеры и тевтонцы. Из этих трех орденов наиболее были увлечены религиозно-философской проблематикой тамплиеры. Возможно, нахватавшись восточной премудрости в дальних странствиях, они и впали впоследствии в ересь, за что весьма пострадали в 1307 году во Франции при Филиппе Красивом.

Итак, 13 ноября 1307-го года орден был разогнан и побит, руководители вскоре осуждены и отправлены на костер, а уцелевшие рядовые рыцари-храмовники, напуганные и изувеченные, разбежались по всей Европе. Долгое время (почти четыре века) тамплиеры во Франции были на нелегальном положении, но поскольку свою линию восприятия христианства они все же гнули, может быть Таро стало своеобразной азбукой ордена Храма? А после того, как великий магистр Жак де Моле проклял на костре разорившую орден королевскую династию, и проклятие начало исполняться с ужасающей точностью, рыцарей Храма, и до разгрома ордена пользовавшихся дурной славой, стали упоминать уже в связи с колдовством, мистикой. Может быть, именно такая зловещая слава толкнула использовать Таро для гадания?

Рассмотрим повнимательнее сами карты. Есть ли в картинках хоть намек на тамплиерскую ересь? Оказывается, есть.

Во-первых, несмотря на то, что Таро — продукт христианской эпохи, в его символике нет образа Христа, а тамплиеры были объявлены еретиками именно за то, что не признавали Его божественности.

Во-вторых, в Таро имеется другой образ, упоминаемый в тамплиерских рукописях — образ Повешенного (XII Старший Аркан): "Крест Христа не должен служить предметом поклонения, так как никто не станет поклоняться виселице, на которой был повешен его отец, родственник или друг".

В-третьих, тамплиеров обвиняли в поклонении идолу Бафомета (Сатаны), а такой образ в Таро имеется — XV Старший Аркан.

Итак, можно высказать предположение, что карты Таро — не что иное, как странички тайной доктрины тамплиеров, которая в результате долгих скитаний отверженных храмовников могла попасть к цыганам, а уж цыгане приспособят для гадания что угодно, и каких только чудес не порасскажут охочей до тайн публике. Но эта гипотеза также сомнительна, как и остальные.

Весьма бурный всплеск интереса к Таро пришелся на XVIII век, совпадая, между прочим, с реставрацией тамплиерства: в это время тамплиеры были оправданы, и соединены с масонами, образовав Орден св. Андрея и Шотландского Чертополоха. В этот период французский оккультист Сен-Мартен выпускает книгу "Натуральная таблица отношений, существующих между Богом, человеком и вселенной", где имеется 22 главы, комментирующие Старшие Арканы Таро. А между тем, колесит по всему свету Джузеппе Бальзамо — Калиостро, показывая разные фокусы и попутно рассказывая о Таро всякую всячину, а в Марселе уже налажен массовый выпуск карт. И наконец в 1781 году выходит труд некоего графа де Гибелина (масона), в котором говорится, что Старшие Арканы Таро не что иное, как изображения из тайной книги Древнего Египта — Книги Тота. Похоже, после "египетских" карт Кирхера, упомянутых выше, оккультисты больше ни о чем другом и думать не могли. Далее эстафетную палочку перехватывает другой носитель древнеегипетской легенды — П. Христиан, который в 1854 году пишет "Историю магии". В этой книге он описывает ритуал посвящения в египетские мистерии, где особую роль играли символические картины, похожие на Старшие Арканы Таро. При этом Христиан ссылался на греческого теолога и философа Ямвлиха (ок. 250 — ок. 330 г. н.э.), который в трактате "О Египетских Мистериях" пытался дать истолкование мантике в целом, но конкретно о Таро речи не было. Символические картины, о которых упоминает Христиан, Ямвлих мог и выдумать, так как борясь за упрочение язычества, часто сочинял разные байки из жизни богов, он считал (не без оснований), что чем фантастичнее будут божественные истории, тем крепче в них поверят. Но так или иначе, нельзя отрицать, что более поздние философы могли воспользоваться некоторыми аллегориями Ямвлиха для создания Таро. В этот же период времени усовершенствовались и сами карты — в 1856 году Элифас Леви украсил их древнееврейскими буквами, усмотрев параллель между Таро и Каббалой. В конце XIX века и теософы не обошли своим вниманием Таро, придавая его символам фаллический смысл, что еще более подчеркивает особую психологичность и универсальность символов Таро — каждый видит в них наиболее интересующий его предмет. На этом отвлечемся от основной линии рассказа и немного поговорим о таком свойстве Таро, как универсальность. Вернемся к исторически подтвержденному факту использования карт с преподавательской целью. Принимая это во внимание, можно предполоджить, что мистический смысл колода Таро приобрела, служа для изложения основных принципов метафизической философии. Философия издавна представляла человеческое бытие, как ограниченный набор стандартных ситуаций, закономерно связанных друг с другом, поэтому применение такой философской "азбуки" для гадания могло быть обусловлено тем, что символы карт представляли собой полную картину всех возможностей жизни человека. По той же причине Таро может представлять ценность и для психологической помощи, достаточно лишь подобрать к символам Таро психологические соответствия. Явление универсальности карточного символизма хорошо отразил Карл Густав Юнг, заметивший, что символика Таро совпадает с разработанной им системой архетипов. Архетипы или праобразы — это некие изначальные формулы, отражающие коллективный общечеловеческий опыт, накопленный за время существования социума. Таким образом персонажи Таро представляют собой некие собирательные образы (сродни мифологическим), общезначимые для человеческой психики. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что споры между толкователями Таро о преимуществе одного значения перед другим бессмысленны, по причине универсальности этой символической системы, которая имеет много уровней толкования: философы видят в ней один смысл, а предсказатели судеб — другой.

Начался XX век. Мистический туман вокруг Таро все сгущался. Этому немало поспособствовал некий Жерар Энкосс, он же Доктор Папюс, который выпустил трактат "Предсказательное Таро", где приводит книгу Гермеса (Тота) с толкованием 22-х Старших Арканов. Приблизительно в это же время многочисленным читателям также представлен сборник В. Шмакова "Великие Арканы Таро".

Отвлечемся от исторического повествования и проясним образ Тота или Гермеса Трижды Величайшего, в просторечии называемого Гермес Трисмегист, и содержание приписываемых ему книг. Один из ведущих богов мировой мифологии, Гермес (Тот, Меркурий, Набу), являлся покровителем письменности, искусств, тайных наук и т.п. Его именем названо одно из основных религиозно-философских учений — герметизм, включающее вавилонско-египетский мистицизм, иудео-христианский монотеизм, древнегреческую идеалистическую философию. Но в результате слияния этих философских и мифологических представлений Гермес потерял свой божественный статус, так как не вписывался в религию единобожия, и стал почитаться как великий пророк всех времен и народов. Он считался проводником Вселенского Разума.Легендарная книга Тота считалась самой древней, и, по рассказам, дарила своему владельцу беспредельное могущество. Первый намек на эту книгу можно встретить в папирусе Туриса, расшифрованном и опубликованном в Париже в 1868 году. Некоторые историки, на основании египетских документов, считают, что книга Тота доегипетского происхождения, но воочию мифическую книгу никто не видел. Древние авторы, например, Климент Александрийский, упоминают о неких 42 древних священных книгах Тота на египетском языке, в которых якобы содержались самые различные сведения научного и мистического характера, но до нас они не дошли и очевидцами документально не описаны. Имеющиеся герметические книги, по свидетельству справочных источников, были написаны на плохом греческом языке, а не переведены с египетского, как видно из встречающейся игры греческими словами, но египетский элемент виден в некоторых основных идеях и в именах богов. Заметим, что в обзоре Вл. Соловьевым герметических произведений, нет и намека на Старшие Арканы Таро. Также стоит отметить, что в "Книгах Тота", написанных вышеназванными авторами — толкователями Таро, нет ни одной точной ссылки на надежные первоисточники. В мире серьезной науки такие "филькины грамоты" не принято считать достоверными. Но вернемся к истории.

Итак, карты эволюционировали, и ими вплотную занялись оккультисты из ордена "Золотой Зари", адептами которого были некоторые вдохновители нацистского движения в Германии, сравнивавшие себя, кстати, с тамплиерами. Основатель этого общества — Макгрегор Мэтерс также исследовал тему предсказаний с помощью Таро. Позднее "Золотой Зарей" руководил Артур Эдвар Уэйт, написавший в 1908 году книгу "Ключ к Таро" и вместе с художницей Памелой Колмен-Смит изготовивший новую колоду Таро, где номерные карты (Младшие Арканы) были иллюстрированы, таким образом пользователю этой колоды как бы навязывалось уже готовое толкование. Это впоследствии сбило с толку многих оккультистов, занимавшихся Таро: они попросту "толковали толкование", и такой "испорченный телефон" продолжается до сих пор.

На этом фоне лучом света в темном царстве выглядит написанная П.Д. Успенским, русским оккультистом, гурджиевцем, книга "Новая модель Вселенной" (1914 год). Успенский высказывает много критических замечаний по поводу толкования Таро: "все авторы, писавшие о Таро, превозносят его до небес, называют универсальным ключом, но не указывают как этим ключом пользоваться." Сам Успенский ниже, к сожалению, описывает, подобно многим, лишь свои галлюцинации на эту тему, не давая сколько-нибудь вразумительного объяснения или совета пользователю Таро.

Сделал свой вклад в Таро и небезызвестный мистификатор Элистер Кроули, заведовавший некогда английским отделением прогерманской оккультной группы "Орден Тамплиеров Востока". Во время второй мировой войны он написал свою "книгу Тота" и изготовил соответствующую колоду Таро.

Среди современных произведений о Таро отметить особенно нечего. К сожалению, все последующие авторы находятся в плену у предыдущих, упорно переписывая суждения друг у друга и пережевывая одну и ту же информацию. На данный момент по-настоящему обстоятельной и честной литературы о Таро на русском языке нет
Hoc volo, sic jubeo , set pro racione voluntas
Аватара пользователя
Астильба
 
Автор темы
Сообщения: 9015
Зарегистрирован: 04 фев 2018 22:42
Откуда: Вселенная

Вернуться в Трактовки карт

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: 2 и гости: 0

cron