Версия исследователей жития
Святого Христофора Псеглавца
Хотя сохранившиеся свидетельства о его жизни переплетаются с рассказами о чудесах и явлениях, которые плохо воспринимаются современной историографией, все же сохранилось достаточно информации, чтобы попытаться нарисовать картину его жизни, приемлемую для современного человека.

Во-первых, неоспоримым является упоминание о том, что свидетельства о Христофоре как о собакоголовом человеке даны его современниками. Для людей той эпохи (речь идет о греко-римско-персидских территориях) практика описывать всех людей из «нецивилизованного» мира как людоедов, со звериными частями тела – была очень распространена, хотя сначала использовалась метафорически. Более поздние поколения могли воспринять эту метафору и гиперболу как факт.
Рассказы о псоглавых людях часто встречались в повестях о путешествиях в античность и средневековье, начиная с Геродотовского описания Скифии. Марко Поло, например, уже в 13 веке встречал в индийских странствиях киноцефалов: «У всех людей этого острова головы, как у собак, я уверяю вас, что все детали их лиц такие же, как у больших мастифов…». Написанная со слов итальянского путешественника Марко Поло «Книга» (1298 г.) – один из первых источников знаний европейцев о странах Центральной, Восточной и Южной Азии.
Почитание святого и в западной и в восточной традиции настолько популярно (эта популярность растет и в наши дни), что личность святого, крайне не похожего на всех других святых, прямые отсылки к истории Древнего Египта с его зоолатрической мифологией, заставляют исследователей снова и снова обращаться к проблеме происхождения и бытования образа святого Христофора.
Неназванная догадка гласит, что копты (египтяне) могли перенести в христианство и воспоминания о своем боге Анубиса. Там же говорится, что иконописный образ святого с собачьей головой к эпохе Реформации практически повсеместно исчез западе и на Востоке. С другой стороны, известно, что на Западе вообще иконопись встречается крайне редко, предание было заменено на «Золотой легендой» Якова Ворагинского. Ну а на Востоке, в частности на Руси, к 17 веку образ св. мч. Христофора был крайне распространён в различных изводах, что ставит под сомнение египетскую версию. Лишь после реформ патриарха Никона синодальная церковь стала массово уничтожать «неблагообразный» образ святого.
Тем не менее, в коптской церкви еще в 18 веке изображались святые с собачьими головами. На иконе из Музея Коптского искусства в Каире изображены святые Ахракс и Аугани, которые также имеют собачьи головы. Возможно, иконы подобного изображения помогали древним проповедникам найти общий язык с темным языческим населением далеких провинций римской империи. С другой стороны, почитания Христофора в Египте нет вообще, причем также не усматривается взаимосвязи между имевшим шакалью голову богом мертвых, знатоком бальзамирования, и мучеником за Христа, воином, помощником в болезнях и путешествиях.
Как бы то ни было, но самые ранние христианские описания Христофора однозначно говорят о нем как о великане с песьей головой. Все остальное. в том числе позднейшие комментарии о внешности Святого мученика можно считать не существенными. Тем более, чт о в XVIII веке наведение порядка в иконописном деле берет на себя и светская власть. В 1722 г. Император Петр в присутствии Синода и Сената объявил свою волю об исправлении икон согласно с постановлениями Собора 1667 г. По распоряжению Синода была изготовлена выписка из соборных решений об иконе Саваофа, которую дополнили перечнем изображений, противных “естеству, истории и самой истине“, к которым относились образ мученика Христофора “с песьею главою” и некоторые другие. Современный исследователь пишет, что “никаких подробных обоснований этого решения дано не было, но свидетельство богословско-эстетической трезвости здесь налицо” (Н.К. Гаврюшин, предисловие к сборнику “Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология.”, М., 1993).
Изображение святого на иконе первой половины XVII века из Ростовского музея примечательно тем, что сопровождается поясняющим иконографию текстом. В надписи на фоне, по сторонам от нимба, сообщается, что святой мученик был «родом от песьих глав». В правой руке Христофор держит крест, в левой – опущенный меч.