Регистрация
Поделиться :

Последние темы

Мы в соц сетях!




Подпишись!



Переводчик
ПОМОЩЬ ФОРУМУ
Yandex Money
410013448906233
Маг.рабочие дни









  • 5 Зарегистрированных пользователи



О Христофоре Псеглавце

О Христофоре Псеглавце


ФОРУМ» СВОБОДНОЕ ОБЩЕНИЕ» Это интересно» О Христофоре Псеглавце

О Христофоре Псеглавце

Сообщение Мегана » 13 фев 2018 11:08

Изображение

Типы русских икон, на которых изображается святой Песьеглавец, различны. В Государственном Историческом музее хранится Минея 1597 года на май месяц, где святой 
Христофор с открытой пастью и высунутым языком представлен в нижнем ряду святых, рядом со святителем Николаем. В Государственной Третьяковской галерее находится северная дверь иконостаса второй половины XVI века из церкви Троицы в селе Кривом, (Архангельская область), в Череповецком художественном музее – дверь в жертвенник второй половины XVII века. Эти монументальные изображения в рост отличаются по характеру от более камерных, небольших по размеру моленных икон святого, писавшихся, по всей видимости, для частного заказчика. Одна из таких икон – середины XVII века из бывшего собрания П.И. Щукина (ныне в Государственном Историческом музее) – имеет в нижней части ожоги от ставившейся перед ней свечи. Святой в воинских одеждах и развевающемся алом плаще предстоит в молении Спасу Еммануилу, изображенному в левом верхнем углу в сегменте неба. Среди других икон мученика этот образ выделяется не только своей иконографией, но и особым настроением. Христофор представлен не как устрашающий и безобразный песьеглавец, но прежде всего как предстатель пред Господом, усердно молящийся за человеческий род.


Изображение святого на иконе первой половины XVII века из Ростовского музея примечательно тем, что сопровождается поясняющим иконографию текстом. В надписи на фоне, по сторонам от нимба, сообщается, что святой мученик был «родом от песьих глав». В правой руке Христофор держит крест, в левой – опущенный меч.



Изображения святого Христофора Кинокефала встречаются также в монументальной живописи – в росписях церкви Успения в Свияжске (XVI в.), Преображенского собора (1563–1564 гг.) и церкви Николы Мокрого в Ярославле (1673 г.). Кроме того, мученик часто представлен в произведениях лицевого шитья, связанных с заказами именитого семейства Строгановых


История почитания святого в XVIII веке полна противоречий. С одной стороны, на протяжении всего столетия неоднократно ставился вопрос о недопустимости его изображений с головой собаки, с другой – подобные иконы продолжали появляться и бытовать.



В 1707 году в ответ на распоряжение Петра I о соблюдении тех иконописных правил, что были приняты на Большом Московском соборе 1667 года, Синодом разрабатывалось постановление о запрещении икон «противных естеству, истории и истине»[9]. К таковым относились и образы святого песьеглавца. Однако Сенат не поддержал решения Синода, рекомендуя не принимать однозначных мер относительно тех изображений, что уже много лет пользуются широким народным почитанием.


В музейных собраниях встречаются иконы святого с головою собаки не только XVIII, но и XIX века. Среди примечательных образов XVIII века – икона святых мучениц Софии, Веры, Надежды, Любови и святого Христофора, предстоящих Спасу Еммануилу (Государственный Исторический музей). Очевидно, что на ней изображены небесные покровители членов семьи заказчика моленного образа.



Изображение
Аватара пользователя
Мегана
 
Автор темы
Сообщения: 21481
Зарегистрирован: 03 фев 2018 21:09

Re: О Христофоре Псеглавце

Сообщение Мегана » 13 фев 2018 11:08

Версия от 16 века, то бишь, современная православная.

“При обозрении в августе 1880 г. епархиальных церквей Его Высокопреосвященством в церкви села “Богородского в Осеку” усмотрена была между прочим икона мученика Христофора, в рост человека, с головой животного, а именно песьей. Владыка заметил причту все неприличие в храме таковой иконы и приказал оную вынесть из храма”…

Христофор – святой мученик, почитаемый Православной и Католической церквями, живший, по преданию, в 3 веке н.э. Житие святого Христофора, распространявшееся на Кипре и позднее на Руси, гласит, что святой был очень красив, но, дабы избежать соблазна, упросил Господа обезобразить его внешность. Этой версии придерживаются и современные богословы, а также Рогожские старожилы, подчеркивая изначальную обычность святого и в то же время «примиряясь с внедрившимся в столетия мифологизированным русским обликом святого». (цитата из Энциклопедии «Мифы народов мира». М., 1982. Т. 2, С. 604).
Аватара пользователя
Мегана
 
Автор темы
Сообщения: 21481
Зарегистрирован: 03 фев 2018 21:09

Re: О Христофоре Псеглавце

Сообщение Мегана » 13 фев 2018 11:08

Версия доНиконовская

Восточная традиция почитания св. мч. Христофора
Предание восточной традиции гласит (см.: Жития святых, на русском языке. С. 290; Минея – Май. Ч. 1, С. 363), что в годы правления императора Деция Траяна, человек, носивший имя Репрев, был захвачен во время боя с племенами в восточном Египте. Это был человек огромного роста, киноцефал (т.е. с пёсьей головой), как и все представители его племени.

Ещё до крещения Репрев исповедовал веру во Христа и обличал тех, кто преследовал христиан. Император Деций прислал за ним 200 воинов. Репрев подчинился без сопротивления. В пути произошли чудеса: жезл в руке святого расцвел, по молитве его умножились хлеба, подобно умножению хлебов Спасителем в пустыне.
Аватара пользователя
Мегана
 
Автор темы
Сообщения: 21481
Зарегистрирован: 03 фев 2018 21:09

Re: О Христофоре Псеглавце

Сообщение Мегана » 13 фев 2018 11:09

Версия западная, католическая

Западная традиция почитания св. Христофора
Легенды о св. Христофоре в западной интерпретации сильно отличаются от привычных нам. Одна из них гласит, что Христофор был римлянином огромного роста, изначально носившим имя Репрев. Другие легенды говорят, что его имя было Офферо, и родился он в Ханаане (где, как раз и жило племя псеглавцев).

В основном католическая традиция основывается на «Золотой легенде» Якова Ворагинского: великан Репрев ищет самого могучего владыку, чтобы поступить к нему на службу. Он поступает на службу к царю, но узнаёт, что тот боится дьявола. Он предлагает свои услуги дьяволу, но понимает, что тот трепещет при виде Креста.

Гигант Репрев-Офферо отыскивает святого отшельника и спрашивает его, каким образом он мог бы послужить Христу. Отшельник отводит его к опасному броду через реку и говорит, что его большой рост и сила делают его отличным кандидатом, чтобы помогать людям пересекать опасную воду.

Он начинает перевозить путников на своей спине. Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки мальчик стал настолько тяжел, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Но мальчик сказал ему, что он – Христос и несет с собой все тяготы мира. Затем Исус крестил Репрева в реке, и тот получил новое имя – Христофор, «несущий Христа». Затем Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку, которая чудесным образом выросла в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель (в западной традиции он выступает под именем Дагнус) заточил Христофора в тюрьму, где после долгих мучений тот обрел мученическую кончину.

В основании легенды лежат два уравновешивающих друг друга парадокса: могущественный властелин, которому служит Христофор, оказывается Младенцем, воплощением слабости и беззащитности; с другой стороны, этот младенец весомее и значительнее всей Вселенной.
Аватара пользователя
Мегана
 
Автор темы
Сообщения: 21481
Зарегистрирован: 03 фев 2018 21:09

Re: О Христофоре Псеглавце

Сообщение Мегана » 13 фев 2018 11:09

Версия исследователей жития 

Святого Христофора Псеглавца

Хотя сохранившиеся свидетельства о его жизни переплетаются с рассказами о чудесах и явлениях, которые плохо воспринимаются современной историографией, все же сохранилось достаточно информации, чтобы попытаться нарисовать картину его жизни, приемлемую для современного человека.

Изображение
Во-первых, неоспоримым является упоминание о том, что свидетельства о Христофоре как о собакоголовом человеке даны его современниками. Для людей той эпохи (речь идет о греко-римско-персидских территориях) практика описывать всех людей из «нецивилизованного» мира как людоедов, со звериными частями тела – была очень распространена, хотя сначала использовалась метафорически. Более поздние поколения могли воспринять эту метафору и гиперболу как факт.

Рассказы о псоглавых людях часто встречались в повестях о путешествиях в античность и средневековье, начиная с Геродотовского описания Скифии. Марко Поло, например, уже в 13 веке встречал в индийских странствиях киноцефалов: «У всех людей этого острова головы, как у собак, я уверяю вас, что все детали их лиц такие же, как у больших мастифов…». Написанная со слов итальянского путешественника Марко Поло «Книга» (1298 г.) – один из первых источников знаний европейцев о странах Центральной, Восточной и Южной Азии.

Почитание святого и в западной и в восточной традиции настолько популярно (эта популярность растет и в наши дни), что личность святого, крайне не похожего на всех других святых, прямые отсылки к истории Древнего Египта с его зоолатрической мифологией, заставляют исследователей снова и снова обращаться к проблеме происхождения и бытования образа святого Христофора.

Неназванная догадка гласит, что копты (египтяне) могли перенести в христианство и воспоминания о своем боге Анубиса. Там же говорится, что иконописный образ святого с собачьей головой к эпохе Реформации практически повсеместно исчез западе и на Востоке. С другой стороны, известно, что на Западе вообще иконопись встречается крайне редко, предание было заменено на «Золотой легендой» Якова Ворагинского. Ну а на Востоке, в частности на Руси, к 17 веку образ св. мч. Христофора был крайне распространён в различных изводах, что ставит под сомнение египетскую версию. Лишь после реформ патриарха Никона синодальная церковь стала массово уничтожать «неблагообразный» образ святого.

Тем не менее, в коптской церкви еще в 18 веке изображались святые с собачьими головами. На иконе из Музея Коптского искусства в Каире изображены святые Ахракс и Аугани, которые также имеют собачьи головы. Возможно, иконы подобного изображения помогали древним проповедникам найти общий язык с темным языческим населением далеких провинций римской империи. С другой стороны, почитания Христофора в Египте нет вообще, причем также не усматривается взаимосвязи между имевшим шакалью голову богом мертвых, знатоком бальзамирования, и мучеником за Христа, воином, помощником в болезнях и путешествиях.

Как бы то ни было, но самые ранние христианские описания Христофора однозначно говорят о нем как о великане с песьей головой. Все остальное. в том числе позднейшие комментарии о внешности Святого мученика можно считать не существенными. Тем более, чт о в XVIII веке наведение порядка в иконописном деле берет на себя и светская власть. В 1722 г. Император Петр в присутствии Синода и Сената объявил свою волю об исправлении икон согласно с постановлениями Собора 1667 г. По распоряжению Синода была изготовлена выписка из соборных решений об иконе Саваофа, которую дополнили перечнем изображений, противных “естеству, истории и самой истине“, к которым относились образ мученика Христофора “с песьею главою” и некоторые другие. Современный исследователь пишет, что “никаких подробных обоснований этого решения дано не было, но свидетельство богословско-эстетической трезвости здесь налицо” (Н.К. Гаврюшин, предисловие к сборнику “Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология.”, М., 1993).


 Изображение святого на иконе первой половины XVII века из Ростовского музея примечательно тем, что сопровождается поясняющим иконографию текстом. В надписи на фоне, по сторонам от нимба, сообщается, что святой мученик был «родом от песьих глав». В правой руке Христофор держит крест, в левой – опущенный меч.
Аватара пользователя
Мегана
 
Автор темы
Сообщения: 21481
Зарегистрирован: 03 фев 2018 21:09

Вернуться в Это интересно

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: 1 и гости: 0

cron